Обучение лошади выездке: осаживание, пиаффе, пассаж, менка ног на галопе, принимание

Менка ног на галопе — Верховая езда | КОНОВОД

08 января 2015 г.

Если вы оба готовы, то учимся менкам ног на галопе.

Менке ног на галопе отводится очень большое значение в соревнованиях по выездке. Практически в каждой езде, начиная с юношеских, есть оценки как за одиночную менку ноги в воздухе, так и сериями в 4, 3, 2, 1 темп, причем в программах Больших езд менке ноги в 1 темп присвоен самый высокий коэффициент сложности – 2.

    Что такое менка ноги в воздухе, как этому учить лошадь и всадника, как выполнить перемену правильно, какие основные ошибки допускаются в выполнении этого упражнения. Об этом мы поговорим в данной статье.

Конечно, в ней много информации для начинающих свой путь в выездке молодых всадников, но, я думаю, что она поможет всем, кто хотел бы научиться ездить профессионально и взглянуть по-другому на то, что многие уже знают и умеют.

Что такое менка

   Итак, с самого начала. Что такое менка ноги в воздухе? В нескольких словах это подъем лошади в галоп с другой ноги на галопе. Звучит странновато, но если задуматься, будет понятно, что это действительно так.     Еще в начале выездки лошади, да и подготовки всадника, когда выполняют подъемы в галоп то с одной, то с другой ноги, в этот момент закладывается база для менки  ноги в воздухе.

      В соревнованиях для молодых лошадей, детей и юношей выполняется упражнение – простая перемена ноги. Лошадь движется галопом с одной ноги и через шаг (где обязательное количество шагов от 3 до 5), поднимается в галоп с другой ноги.

Выполняя это упражнения, очень важно следить за качеством каждого движения лошади.

При выполнении простой перемены это: качество самого галопа до перехода в шаг, после выполнения подъема с другой ноги, качество шага, после перехода с галопа, где за 3 (максимум за 5 шагов) вы должны показать полное подчинение лошади и готовность без сопротивление ответить на подъем в галоп с другой ноги.

Судейский взгляд

На что в первую очередь смотрят судьи, оценивая менку? Во-первых, на сохранение равновесия лошади, на правильное положение ее головы и шеи, подведение зада. Во-вторых, на четкость и, что очень важно, легкость переходов. В-третьих, на сохранение одного ритма в выполнении этой связки (часто бывает, что лошадь тормозит на переходе, останавливается). В-четвертых, на контакт со ртом лошади.

В-пятых, на прямолинейность движения на этом упражнении, и в-шестых, собственно, на действия всадника (их правильность и незаметность).
      Как мы видим, одно их базовых упражнений в начале менки ноги в воздухе – это, как ни странно, подъем лошади в галоп. На что нужно обратить внимание в первую очередь? На ответ лошади на действие ноги всадника.

Как лошадь при этом поднимается в галоп с шага – сразу, двигаясь коротким, спокойным галопом, выскакивая вперед очень широко или делает подъем после нескольких нечетких шагов рыси? Также надо следить за положением шеи и головы лошади и контакта руки всадника с ее ртом, чтобы рука в момент подъема была сопровождающей, то есть не тянула на себя, сдерживая движение, не бросала повод, оставляя лошадь без контакта. Если лошадь напряжена, то подъемы следует делать, опустив и округлив шею лошади чуть вниз, если она падает вниз на перед – чуть приподняв и округлив затылок. Еще один из важных моментов, который следует помнить: учите лошадь подниматься в галоп без большого постановления и прямолинейно, то есть почти на прямом сгибании. Конечно, это надо делать постепенно, потому что молодые лошади обычно должны иметь подсказку постановлением.

Подводящие упражнения

      В обучении любым элементам выездки лошади или всадника существует несколько правил: одним из них является обязательный набор подводящих упражнений, другим – лошади или всаднику должно быть удобно и комфортно выполнять упражнения. Если всаднику тяжело, что-то выполнить, а лошадь сопротивляется – это объясняется тем, что они не готовы и не понимают, что надо делать.

Нужно вернуться назад к простейшим упражнениям, проанализировать свои действия и действия лошади и начать с самого простого, вроде бы не относящегося к элементу, но весьма эффективного способа – переходам. В случае менки ноги – к подъемам в галоп с шага и рыси. Ни в коем случае не надо выполнять упражнения через силу, потому что этот подход ведет к закрепощению лошади и всадника.

Попытайтесь найти более легкие пути к достижению цели.        Подготовительные упражнения к менке ноги начинают, когда лошадь уравновешенна и управляется на галопе достаточно хорошо, коротко и спокойно идет на мягком поводу.

Для этого следует:• подняв лошадь в галоп с какой-либо ноги, пройти несколько темпов, сделать спокойную остановку и, не задерживаясь на ней, сразу же поднять лошадь с другой ноги. Сделав с другой ноги несколько темпов, спокойно остановиться на момент, потом начать с первой ноги и т.д.• поднять лошадь в галоп и.

пройдя несколько темпов, перейти на сокращенную рысь, пройдя несколько темпов на сокращенной рыси, поднять лошадь в галоп с другой ноги и т.д.     Постепенно количество темпов рыси сокращают. Как только лошадь научится спокойно менять ноги, делая один-два темпа рыси, можно переходить к перемене ног на галопе.

Удобнее всего это упражнение выполнять во время заездов налево/направо-назад, при подходе к стенке манежа на контргалопе. В момент подвисания между третьим и первым темпами галопа всадник шенкелями посылает лошадь, одновременно меняя постав головы, и выдерживает повод, в результате чего лошадь меняет ногу в воздухе.

     При отработке этого упражнения всаднику необходимо соблюдать известную последовательность, заставляя лошадь менять на галопе ногу через определенное количество темпов.

Например, сначала через десять, а по мере усвоения лошадью этого приема – через шесть, четыре, три, два и один темп.

Всадник должен на каждой тренировке при смене ноги на галопе точно выдерживать определенное количество темпов, не допуская их произвольной смены лошадью.

Это должен помнить каждый

Все перемены ног, начинающиеся от четырех темпов и ниже, очень сложны. Они требуют большой собранности как от всадника, так и от лошади.     Перемены ног в три, два и один темп требуют еще большего напряжения от лошади и еще лучшей координации от всадника, поэтому не надо спешить.

Научив лошадь менять ноги в четыре темпа, надо закрепить это упражнение в течение многих дней, прежде чем перейти к разучиванию перемены ноги в три темпа и т.д.

    При смене ноги на галопе всаднику необходимо соблюдать правильную посадку, не допуская качания туловищем, чтобы не сбить лошадь с правильного движения и не нарушить правильный постав головы, а в момент смены ноги – следить за действием внутреннего шенкеля.

   Не отпуская шенкель от бока лошади, всадник не дает ей отводить заднюю часть корпуса и, энергично действуя шенкелями, поддерживает ровное, поступательное движение вперед.

      Добившись полного успокоения и отчетливого выполнения лошадью смены ног на галопе через два темпа с правой и левой ноги, следует переходить к отработке смены ног на галопе через один темп.     Упражнения по смене ног на галопе через один темп выполняются не более двух раз подряд – в начале направо и тут же налево или наоборот.

Затем прием повторяют дважды, трижды и т.д. Усвоив эти упражнения при езде прямо, лошадь сможет производить смену ног на галопе через темп при движении на вольту, размером несколько больше обыкновенного.     Иногда лошадь отказывается выполнить требования всадника, самостоятельно меняет ногу на галопе в два и один темп и частит в движении.

В этом случае ее нужно возвратить на галоп с прежней ноги и выдержать несколько темпов.    При работе над переменой ног в десять, восемь, шесть темпов надо особенно следить за тем, чтобы с самого начала лошадь научилась менять ноги в воздухе, не задерживая движение вперед.     Важно также следить за тем, чтобы лошадь меняла не только переднюю ногу, но и соответствующую заднюю. Особенное значение это имеет при обучении перемене ног в один темп, когда лошади трудно выполнять это упражнение.

     Если лошадь сбилась из-за излишнего возбуждения, нужно перейти на шаг, а затем снова поднять ее в галоп, стараясь менять ногу через большее количество темпов, пока она не успокоится. После этого вновь можно приступать к выполнению лошадью смены ноги через два или один темп. 

Взято ЗМ

Источник: http://konovod.com/?id=480

Обучение лошади пассажу и пиаффе

Пик собранной рыси.

Кульминацией обучения выездковой лошади являются пиаффе, пассаж и переходы между ними.

Пируэт – это самый сложный и требовательный элемент на галопе с точки зрения степени сбора и силы зада. Говоря о рыси, пиаффе и пассаж требуют такой же степени сбора и почти такого же количества силы. Однако, хотя они и представляют собой конечные цели обучения, с пиаффе лошадь следует, по крайней мере, познакомить до того, как она начнет ехать Малый Приз.

Качество пиаффе и пассажа определятся степенью легкости выполнения этих движений как лошадью, так и (что не менее важно) всадником. Они должны казаться настолько же естественными для лошади, как рысь или галоп, и поэтому обучение, путем которого мы достигаем этих движений, должно быть логическим продолжением предыдущей работы над сбором.

Пиаффе — это контролируемый взрыв. В Испанской школе верховой езды и в Кадре Нуар в Сомюре по-прежнему выполняются элементы «над землей».

Они не представлены в спортивной выездке, но, обучая лошадь, полезно помнить, что пиаффе является лишь подготовительным упражнением для этих школьных движений.

Разумеется, как не все лошади Испанской школы могут одинаково хорошо выполнять школьные движения, так и спортивные выездковые лошади не одинаково одарены в части выполнения пиаффе.

Темперамент и строение

Лошади, которые преуспевают в пиаффе, которые имеют не только мощное строение задних конечностей, но и импульсивный или электрический темперамент, что заставляет их естественно предлагать пиаффе.

Такие неспокойные лошади из-за их темперамента не всегда легко обучаются, и с ними не всегда просто на турнирах в молодом возрасте, но в долгосрочной перспективе они отлично подходят для этих целей, так как менее склонны «выключаться» на боевом поле.

Чтобы попросить и получить рысь на месте в экстремальном сборе на манеже (без помощи хлыста или тренера на земле), нужна лошадь, которая действительно может это показать, у которой есть соответствующий темперамент.

Пассаж менее требователен к темпераменту лошади, отчасти потому, что лошади разрешено двигаться вперед, а отчасти потому, что требуемая степень сбора немного меньше.

Но так же, как есть лошади, чей темперамент подходит для выполнения пиаффе, так есть и лошади , которые имеют строение и манеру движения, более подходящие для пассажа. В целом, чистокровные лошади двигаются гораздо более жестко и «ровно», чем теплокровные.

Более широкие, с красивой дугообразной траекторией движения теплокровных лошадей облегчают им выполнение пассажа. Он получается более выразительным, особенно спереди.

В соревнованиях по выездке каденция переда лошади и степень подъема передних ног во время пассажа часто превышают степень сбора и каденции зада.

Это позволяет лошади, которая имеет большие и «круглые» движения, получать высокие баллы за пассаж, даже без сбора.

Отсутствие подлинного сбора становится очевидным, когда лошадь терпит неудачу во время пиаффе или же испытывает трудности во время перехода в пиаффе, так как не может подключить зад — переход получается резким и грубым.

Классический пассаж также не следует путать с пассажем, который можно увидеть, когда лошадь возбуждена, например, в поле на свободе или когда она сталкивается с чем-то, что ее будоражит во время работы под седлом.

Эта форма пассажа характеризуется довольно жесткими движениями, которые включают в себя много каденции, но без подключения зада или достаточного сгибания суставов задних ног.

Говоря проще, она характеризуется отсутствием сбора.

Как распознать фальшивый пассаж

Фальшивый пассаж часто встречается у лошадей, которые, в сущности, не продвигаются вперед, в ответ на более сильное воздействие средств управления всадника. Лошадь начинает «зависать» или «парить» на рыси.

Эта ошибка часто возникает у неопытных всадников, которые склонны путать сбор с более сильной каденцией аллюра.

Такая лошадь должна научиться двигаться вперед без постоянной поддержки со стороны шенкеля и седалища всадника.

Почти всегда лучше обучать лошадь сначала пиаффе, а затем приступать к пассажу (когда пиаффе будет выполняться ею хорошо).

Читайте также:  Лошади породы сэйбл айленд: фото, описание, характеристики

Если вы начнете обучать лошадь сперва пассажу, то, возможно, когда приступите к пиаффе, столкнетесь с определенными трудностями. Лошадь будет уклоняться от пиаффе, увеличивая каденцию и замедляя ритм пассажа.

Эта проблема возникает, в частности, у лошадей, которые склонны «зависать» на рыси.

Обучение пиаффе

Какие средства управление применяются для получения пиаффе? Пиаффе — это не столько ответ со стороны лошади на набор средств управления, как, например, в случае принимания или менок в воздухе, а, скорее, ответ на отношение всадника.

Очевидно, что полуодержки, как и работа шенкелей, играют определенную роль в поддержании живости и активности, которые необходимы для пиаффе, но эти воздействия должны быть настолько осторожными, практически невидимыми, как если бы они транслировались мысленно.

Лошадь учится распознавать то, как растягивается и сжимается тело всадника, распознавать смягчение шенкелей и собирающий эффект всадника, сидящего неподвижно со слегка приподнятыми кистями рук, словно он предлагает лошади поднять перед и тем самым подключить зад.

Все это происходит на грани чувства, а не от прямого действия руки и ноги.

Пиаффе, которое развивается из требований, появившихся из ассоциации между положением и отношением всадника и действием, выполняется лошадью сначала непреднамеренно.

Правильная «случайная» реакция будет возникать частично из понимания подключения и сбора, которые лошадь развила благодаря основной работе, и частично в результате того, что она ставится в ситуацию, когда шансы предложить пиаффе увеличены.

Такие ситуации могут создаваться посредством упражнений, наиболее полезным из которых являются пируэт на шагу. Мы также можем воспользоваться ситуациями, когда лошадь возбуждается, например, когда она хочет догнать лошадь, бегущую впереди, или хочет вернуться домой!

Конечно, важно, чтобы реакции лошади контролировались, и правильная реакция хорошо вознаграждалась. По этой причине хорошо, чтобы даже опытный всадник, по крайней мере, в течение непродолжительного времени имел «глаза на земле», которые могли бы подсказать ему, являются ли полученные шаги действительно диагональными шагами – основой пиаффе.

Частая причина ошибок на ранних этапах обучения пиаффе заключается в том, что всадник ожидает такую же или даже большую степень каденции от шагов пиаффе, какая была во время рыси.

Фактически, правильное пиаффе будет ощущаться не более чем колебание с небольшим «подскакиванием».

Если всадник попытается воссоздать во время пиаффе такое же чувство как и на рыси, лошадь будет либо двигаться слишком сильно вперед, либо ее круп будет приподнят выше холки.

Чтобы понять, почему, необходимо учитывать, что именно лошади нужно делать во время пиаффе.

Классическое пиаффе включает в себя подключение задних конечностей.

Такое, чтобы они несли большую часть веса лошади, эластично сгибались, поглощали вес и затем возвращали энергию, которая нужна для продвижения массы вверх, достаточной для создания момента подвисания, во время которого лошадь перебрасывает вес на другую заднюю ногу.

Лошадь должна двигаться так, чтобы складывалось впечатление, что она перепрыгивает с одной задней ноги на другую ногу, а не шагает. Поскольку основная масса лошади переносится на зад, перед облегчается — он может подниматься вверх и опускаться в вертикальной плоскости с тем же моментом подвисания.

Если лошадь не принимает достаточно веса на зад, появляется множество ошибок.

Если лошадь правильно подключила и сгибает задние конечности, но у нее нет силы, чтобы нести вес переда на заду, лошадь примет вес на передние ноги, и ее движения будут похожи на перепрыгивание с одной передней ноги на другую.

Еще одна распространенная ошибка, которую можно наблюдать у лошадей со слабыми спинами, — это укорачивание основания опоры. Лошадь заводит переднюю опорную ногу назад под корпус.

Некоторые лошади могут гиперподключать зад, задние ноги ступают слишком далеко под корпус, и лошадь начинает «застревать» в пиаффе.

Другие лошади, которые не могут ни подключаться, ни сгибать суставы задних ног, будут просто перекачиваться с одной ноги на другую и высоко поднимать круп.

Когда начинать?

Обучать лошадь пиаффе можно сразу после того, как она закрепила основы сбора через предыдущую работу. Принятие трех приоритетов, лежит в основе пиаффе и остается предварительным условием. Эти приоритеты — ответ на высылающие вперед средства управления; принятие замедляющих средств управления и, следовательно, полуодержек.

Пиаффе является лишь продолжением работы над сбором, и, если ввести его на ранней стадии обучения, оно станет полезным упражнением само по себе, как для наработки правильных реакций со стороны лошади на сбор, так и для развития силы в задних конечностях и уверенности лошади в правильном их использовании.

Как объяснялось выше, пиаффе появляется из возникающих ситуаций, а не в результате прямых действий или сигналов всадника.

В школьных ситуациях наиболее естественно ведет к пиаффе пируэт на шагу, потому что, если все сделано правильно, он заставляет лошадь подключать зад и сгибать суставы задних конечностей.

Лошадь движется вдоль стены очень активным собранным шагом, а затем ее просят выполнить полупируэт.

По мере того, как пируэт заканчивается, а лошадь выезжает на стенку, всадник немного активизирует ее, при необходимости звуком, щелчком или прикосновением хлыста, в ответ лошадь может предложить больше шагов. Попросив ее меньше двигаться вперед, мы получим начало пиаффе. Такое упражнение само по себе загружает задние конечности лошади — круп уйдет вниз, а это неотъемлемое условие пиаффе.

Проблемы

На практике обучение пиаффе никогда не бывает таким простым, как можно предположить. Каждая лошадь будет сталкиваться с проблемами , будет пытаться уклоняться, все зависит от ее темперамента и строения.

При решении различных, возникающих в процессе обучения, проблем, первоочередной задачей является сохранение всадником возможности активировать, оживить лошадь. не усиливая воздействия шенкелей и седалища .

Как и в пируэте на галопе, лошадь должна остаться на месте, и поэтому нелогично двигать ее вперед , удлиняя шаг , что бы нужно было сдерживать перед.

Следующим приоритетом является принятие лошадью полуодержек или собирающего эффекта посадки всадника. При этом лошадь должна оставаться в боковом подчинении, чтобы всадник мог сохранять ее прямолинейной. Многие проблемы неравномерности как во время пиаффе, так и пассажа, возникают из-за потери бокового подчинения, которое заставляет лошадь противостоять ноге всадника с одной стороны.

Таким образом, лошадь гиперподключает одну заднюю ногу и избегает подключения второй. Правильный ответ на полуодержку и поддержание бокового подчинения обусловливают подключение задних ног и сгибание их суставов.

В случае, если лошадь сопротивляется пиаффе, теряя подключение, исправление должно состоять в возврате к упражнениям, которые способствуют подключению.

В случае, если лошадь гиперподключается и сопротивляется сгибанию задних конечностей, всадник должен поощрять ее двигаться вперед во время выполнения пиаффе.

Пассаж

Как только лошадь начнет стабильно хорошо выполнять пиаффе, можно приступить к пассажу. Лошадь учится пассажу в ответ на посадку и отношение всадника, но всадник может ей помочь, подчеркнув ритм спиной, шенкелями и полуодержками.

Полуодержки должны применяться не под каждый шаг (седалище также подчеркивает ритм не под каждый шаг). Это как отбивать мяч о землю: чем сильнее вы бросаете мяч вниз, тем выше он отскакивает. Всадник не должен стараться избегать делать толчок, становясь более расслабленным в пояснице или захватывая лошадь ногами.

Скорее, он должен использовать дополнительный толчок для поощрения и активизации пассажа.

К пассажу можно переходить с двух «сторон». Его можно начать выполнять из пиаффе или из собранной рыси.

Поначалу вы выбираете какой-то один вариант, который лучше всего подходит для обучения конкретной лошади. В дальнейшем в процессе тренинга у вас должна быть возможность делать пассаж как из пиаффе, так и из собранной рыси.

Степень каденции и подвисания в пассаже развивается только постепенно. Что важно в начале, так это то, чтобы лошадь развивала правильный ритм и чтобы ее задние ноги оставались подключенными и сгибались в суставах. Как только ритм установится стабильно, пассаж можно будет делать «выше» по мере того, как лошадь будет становиться сильнее.

Приоритеты, изложенные ранее в отношении работы над пиаффе, остаются неизменными и при работе над пассажем. Проблемы обычно возникают из-за потери бокового подчинения. В результате одна из ног гиперподключается и несет вес, в то время как другая отключена и толкается.

Отключенную заднюю ногу нужно поощрять подключаться, выполняя работу на боковое подчинение с этой стороны. Если обе задние ноги отключены, лошадь нужно научить принимать полуодержку. Если необходимо, вы должны будете вернуться к основам, чтобы установить правильные ответные реакции. С лошадьми, которые не подключаются, пассаж лучше отрабатывать из пиаффе.

С лошадью, у которой пассаж нерегулярен (одна нога гиперподключена, другая отключена), лучше работать от собранной рыси.

Переходы

Качество переходов между пассажем и пиаффе зависит от качества самих пиаффе и пассажа. Если лошадь в пассаже хорошо подключена, то переход в пиаффе будет легким и правильным.

Если лошадь подключена во время пиаффе, задние конечности хорошо сгибаются, перед облегчен и приподнят вверх и вперед, то ей будет легко перейти из пиаффе в пассаж. Если, с другой стороны, лошадь отключается во время пассажа, то, когда она подключится для пиаффе, произойдет сбой в ритме.

Если лошадь отключена во время пиаффе, и, следовательно, ее круп высоко поднят, лошади будет трудно перейти в пассаж.

Каждая проблема, возникающая на пиаффе или пассаже, должна быть проанализирована, а решение должно быть найдено с учетом приоритетов.

Хлыст в руках он всадника или тренера на земле следует использовать с большой осторожностью, потому что в конце концов лошадь должна выполнять пиаффе в ответ на положение и отношение всадника. Кроме того, ни хлыста, ни тренера на боевом поле во время Гран-при не будет.

Пиаффе следует нарабатывать, улучшать и развивать, как нежный цветок. Если мы применяем силу или делаем пиаффе необоснованно долго, качество будет утеряно.

Кристофер Бартл (источник); перевод Валерии Смирновой

Источник: https://www.prokoni.ru/articles/1155/obuchenie_loshadi_passaju_i_piaffe.html

Основные элементы выездки

Выездка (по международной терминологии — дрессура) — высшая школа верховой езды, вид спорта, в котором всадник должен продемонстрировать: способность лошади к правильным и производительным движениям на всех аллюрах в различном темпе — от сокращённых до прибавленных, плавные и ритмичные переходы из одного аллюра в другой, правильную стойку, осаживание (движение назад), движения с боковыми сгибаниями, вырабатываемые специальной тренировкой сложные движения (пируэты, менка ноги на галопе в 4-1 темп, пассаж, пиаффе).

Основные элементы выездки:

1. Упражнения по выездке

Поворот

При повороте лошадь смотрит в ту сторону, в которую она идет, а ее голова и тело согнуты. Примером может послужить движение по кругу или вольт. Лошадь должна в достаточной степени согнуться, чтобы сделать вольт. Задняя часть корпуса должна повторить движение передней части.

Всадник также смотрит в направлении поворота и смещает вес тела на внутреннее (по отношению к повороту) бедро. Внутренняя икра помогает поддерживать темп и не дает лошади зайти внутрь круга.

Задняя часть корпуса не должна раскачиваться, иначе всаднику придется переместить внешнюю икру назад, чтобы удержать нужный изгиб лошади по всей длине круга. Всадник слегка выставляет руки вперед, но они не должны касаться гривы.

Не делайте один и тот же вольт два-три раза подряд. Чередуйте это упражнение, например, с ездой по одной линии и вольтом в обратную сторону.

Езда по прямой линии

У лошадей есть врожденная наклонность идти с уклоном либо вправо, либо влево, так как они, подобно людям, делятся на правшей и левшей. Чтобы проехать по прямой линии необходимо ровное натяжение повода. Также важно повторять импульсные посылы.

Большинство лошадей требуют большего давления на удила с одной стороны для прохождения по прямой. Любой всадник, занимающийся выездкой, ненавидит упражнение по отработке езды по прямой в центр манежа.

Лошадь должна идти прямо, не ориентируясь на стену или изгородь. 

Остановка на месте

Когда лошадь правильно стоит неподвижно, то делает это спокойно, равномерно распределив вес на все четыре ноги.

Чтобы остановить лошадь, всадник использует ноги и тело, перемещая свой вес на заднюю часть корпуса лошади и осуществляя осторожное давление на удила.

Лошадь должна среагировать немедленно, но останавливаться резко не должна. Стоя неподвижно, лошадь отжевывает железо, будучи готова идти вперед или назад. 

Читайте также:  Бельгийская рабочая лошадь: фото, описание, характеристика

Осаживание

Чтоб лошадь двигалась назад, всадник вначале посылает ее вперед, но как только она поднимает заднюю ногу, чтобы сделать шаг, всадник натягивает повод так же, как и для остановки.

При движении назад ноги двигаются диагонально противоположными парами: левая передняя и правая задняя ноги вместе с правой передней и левой задней.

Копыта должны отрываться от земли, а задние ноги должны находиться на одной линии с передними.

Поворот на заду

При повороте на заду налево лошадь проходит четверть круга за два шага. Размер круга зависит от размера лошади. Правая задняя нога заступает за левую заднюю, чтобы закончить движение.

 Вариантом поворота на заду является разворот.

Из стойки на месте лошадь поворачивается на полоборота влево или вправо, используя в качестве оси левую заднюю ногу, которая должна оставаться более-менее в одном положении до завершения поворота.

Поворот на переду

Поворот на переду — это четверть оборота в два шага. Размер лошади определяет размер круга. Правая передняя нога заступает вокруг левой передней для завершения поворота. Посылы, подаваемые ногой с одной стороны, обеспечивают движение задней части корпуса вместе с передней.

 Вариантом поворота на переду является разворот, используемый при открывании ворот. Из стойки на месте лошадь поворачивается наполовину вокруг передней части, используя левую переднюю ногу в качестве оси. Она должна, в идеале, стоять на одном месте.

Левая задняя нога заступает за правую заднюю ногу столько раз, сколько необходимо для полуоборота. 

Уступка шенкелю

Уступка шенкелю — это боковое упражнение, при котором лошадь движется вперед боком за счет пружинистых движений ног, при этом голова слегка повернута в сторону, противоположную направлению движения. Пружинистое движение лежит в основе всех боковых упражнений. В идеале, лошадь должна двигаться параллельно сторонам манежа.

Корпус слегка изгибается, шея изгибается как можно меньше, голова не наклонена. Движение должно быть ровным и последовательным. Ноги заступают одна за другую спереди и сбоку. Всадник использует свое тело для команды двигаться вперед, а шенкели — для движения боком. Повод удерживает голову в правильном положении.

Внешняя нога используется для того, чтобы лошадь не пошла в неверном направлении.

Движение полубоком

Движение полубоком — это первое боковое движение, которому учатся лошади и всадники. Передняя часть корпуса слегка направлена внутрь для того, чтобы левая и правая задняя ноги стали на одну линию. Это упражнение, в отличие от движения плечом внутрь, требует меньшей собранности и изгиба тела. 

Движение плечом внутрь

При боковом движении плечом внутрь лошадь идет по трем линиям, повернув голову в противоположную направлению движения сторону. Задняя часть корпуса движется по своей линии, а передняя слегка поворачивается внутрь, поэтому тело изгибается вокруг внутренней ноги всадника. Внешняя задняя и внутренняя передняя ноги идут по одной и той же линии. Внутренняя передняя нога заступает за внешнюю.

Фигуры

Восьмерка: состоит из двух связанных равных кругов. Они соприкасаются друг с другом в центре площадки (на букве Х). Когда всадник достигает буквы Х на первом полукруге, он изменяет направление движения и делает полный круг в противоположную сторону до пересечения, на котором направление было изменено для завершения первого круга.

Полукруг влево — полукруг вправо: всадник начинает движение с середины короткой стороны манежа и делает большой полукруг. В центре манежа делается несколько шагов вперед, а затем делается полукруг с уклоном в противоположную сторону. Фигура напоминает букву S.

Изменение направления при движении буквой S: это упражнение начинается прохождением полукруга на половину манежа. Затем, после нескольких шагов вперед по прямой, направление меняется, и проходится второй полукруг. 

Конечно, существует гораздо больше фигур и их комбинаций, которые можно выполнять шагом, рысью или галопом. 

2. Упражнения повышенной сложности на выездке

Траверс

Траверс — это боковое движение, во время которого голова лошади повернута в сторону, а глаза смотрят в направлении движения. Лошадь оставляет четыре отдельные группы следов.

Передняя часть корпуса остается на исходной линии, а задняя часть повернута внутрь. Корпус лошади изгибается вокруг внутренней ноги всадника. Внешние ноги лошади ступают перед внутренними.

Угол не должен превышать 30 градусов, но быть больше, чем при движении плечом внутрь. 

Ранверс

Ранверс — это боковое движение, при котором лошадь поворачивает хвост к стене под углом более 30 градусов. Ее корпус изгибается вокруг внешней ноги всадника. Как и при траверсе, при выполнении этого упражнения остаются четыре группы следов, когда лошадь движется по основной дорожке манежа, но на этот раз голова повернута внутрь манежа. 

Принимание

Принимание — это сложное боковое упражнение, при котором лошадь движется диагонально (обычно с основной дорожки к центральной линии), слегка изогнув корпус и голову в сторону движения. Внешние ноги ступают перед внутренними, передняя часть корпуса направлена вперед на повод, а задняя часть движется за счет давления на одну ногу.

Хотя это упражнение можно выполнять шагом, рысью или галопом, на показательных выступлениях оно выполняется собранной рысью или собранным галопом. При правильном исполнении создается впечатление, что лошадь без усилий скользит по манежу. Она держится более-менее параллельно стороне манежа и высоко поднимает ноги.

Упражнение усложняется с увеличением угла диагонали. 

Осаживание

Осаживание — это движение назад, которое под силу только опытным всадникам. Лошадь делает несколько шагов вперед, затем то же количество шагов назад и снова вперед. Переход от движения вперед к движению назад и обратно должен быть гладким и без спотыканий. 

Пируэт

Пируэт — это поворот на 360 градусов. Передняя часть корпуса движется по кругу, а задняя остается, по возможности, на одном месте. Это упражнение требует точной координации движений лошади и всадника. Лошадь обычно поворачивается через среднюю часть корпуса, поэтому она должна собраться, чтобы повернуться вокруг задней части.

После перенесения веса на заднюю часть, передняя должна завершить пируэт одним легким движением. За выполнение этого упражнения очки часто удваиваются. Полупируэт выполняется на соревнованиях на «Малый Приз», но начиная с соревнований промежуточного класса и выше выполняется полный пируэт.

Количество разрешенных шагов для полупируэта равно трем-четырем, для полного пируэта — шести-восьми.

Круговое галопирование

Выполняя это упражнение, лошадь легко галопирует вокруг манежа или по кругу с ведущей правой передней ногой. Это упражнение требует от лошади большого проворства. 

Менка в воздухе

Когда лошадь реагирует на посылы всадника сменить ногу в момент зависания в галопе, то, согласно французской терминологии, происходит шанжман, или менка. Во время менки на галопе в воздухе лошадь должна оставаться легкой и импульсивной.

Менка ноги в воздухе всегда происходит с одновременным движением передней и задней ноги одной стороны, иначе упражнение будет выполнено неверно. К этому упражнению можно подготовиться с помощью перехода с легкого галопа на шаг с последующим подъемом в галоп с другой ноги.

Лошадь не должна идти рысью во время перехода,, движение ее должно быть ровным. 

3. Высшая школа

Зигзагообразное движение по диагонали

Зигзагообразное движение по диагонали — это серия приниманий по обе стороны от центральной линии манежа, при этом количество левых и правых шагов одинаково. Это упражнение часто выполняется на центральной линии.

Например, лошадь делает четыре шага влево, затем меняет направление и делает восемь шагов вправо, меняет направление и делает четыре шага влево, чтобы вернуться на центральную линию. Шаги должны быть ровными и одинаковой длины.

На соревнованиях «Большой Приз» требуется делать три и шесть шагов.

Серия переходов

На соревнованиях по выездке высшего класса выполняется большое количество переходов от одного упражнения к другому и от одного темпа к другому. Возможно, это будет происходить на каждом четвертом, или третьем, или втором, или каждом шаге.

Чтобы хорошо выступить, лошадь должна делать мощные пружинящие шаги. Менка ног происходит через большее количество шагов. В программе «Малый Приз» это происходит на каждом третьем шаге.

В программе «Большой Приз» необходимо выполнять серию из пятнадцати переходов на каждом втором шаге. 

Пассаж

Пассаж — это медленная рысь с высоко поднятыми передними ногами и предельно собранной задней частью корпуса. Во время выполнения пассажа наступает момент явного «подвисания», когда создается впечатление, что лошадь движется в замедленном темпе. Упражнение завораживает огромной импульсивностью, исходящей от задней части корпуса, и мускульной силы, проявляемой лошадью.

Пиаффе

Пиаффе — это зрелищная рысь на одном месте с высоко поднятыми ногами. Ноги поднимаются диагонально и опускаются пружинящей рысью, при этом лошадь не сходит с места. Пиаффе является одним из самых сложных упражнений высшей школы.

Лошадь должна поднимать все ноги на одинаковую высоту, практически прыгая с одной на другую. Задняя часть настолько собрана, что кажется, будто лошадь почти сидит.

На соревнованиях среднего класса во время выступления лошади разрешено сделать семь или восемь шагов вперед, но на высшем уровне правила намного жестче.

Источник: http://grand-prix-kherson.com/info/url/osnovnye_elementy_vyezdki

Самоучитель: Ощущение полета. Менки ног на галопе // ЗМ №7 (109) 2011

Автор: Екатерина Штатнова

Английский термин, обозначающий менку – «flying changes», что в буквальном переводе значит «летящая перемена».

Как же сделать так, чтобы под седлом сохранилось то самое ощущение легкости и полета, которое демонстрируют лошади на свободе? Нужно только грамотно провести подготовительную работу, и вы сможете не только научиться этому упражнению, но и научить свою лошадь правильно его выполнять, если она еще этого не умеет делать под седлом.

Разберем ноги

Подготовка лошади по программе Большого приза – это достижение, которое невозможно без сочетания базового тренинга высокого качества лошади, обладающей физическими способностями к выездке и правильным темпераментом.

Практически, только три элемента программы Большого приза – пиаффе, пассаж и менки в темп, являются камнями преткновения для многих лошадей и спортсменов, оставляя их на уровне Малых езд, несмотря на прилагаемые усилия.

Поэтому, начиная обучение с простой менки, нужно не забывать о том, что только планомерное и постепенное развитие может привести к идеальным 15 менкам в один темп по диагонали в программе Большого приза.

В конкуре, где лошадь тоже должна уметь менять ноги, обучение этому упражнению зачастую начинается достаточно рано. Очень часто такие менки нельзя назвать прямолинейными, плавными или расслабленными.

Быстрый результат достигается за счет разбалансирования лошади для того, чтобы вынудить ее поменять ногу, что недопустимо в выездке, где спортсмен должен попросить поменять ногу именно в тот момент, когда лошадь к этому готова и находится в правильном положении.

Базовые навыки

Прежде чем приступать к менке ног в воздухе, лошадь должна полностью освоиться с так называемой «простой менкой ноги», которая осуществляется через шаг. Лошадь двигается галопом, затем переводится в шаг, и после 3-5 шагов поднимается в галоп с другой ноги.

Перед переходом в шаг лошадь не должна быть напряжена и не должна сопротивляться всаднику, не допускается даже один темп рыси между галопом и шагом. Серьезной ошибкой является также упор лошади в повод при переходе в шаг. При выполнении этого упражнения важно соблюдать прямолинейность всех переходов.

Если 5-6-летняя лошадь справляется с этим упражнением, это значит, что она готова к обучению переменам ноги в воздухе.

Контргалоп является хорошим упражнением для выработки у лошади баланса и проводимости, но когда контргалоп занимает слишком большую часть тренировок, он может препятствовать обучению менкам.

Контргалоп включается в программы езд, начиная с начального уровня, но многие тренеры не рекомендуют слишком увлекаться этим упражнением.

Если лошади уже исполнилось 7-8 лет, и она прекрасно держится на контргалопе, но пока еще не обучена менкам, то возможно у нее будут проблемы с этим упражнением.

Возвращаясь к основам

Если говорить о простой менке ноги, то главные ошибки у всадника, как правило – непонимание в какой момент нужно применить средства управления для того, чтобы лошадь поднялась в галоп после шага, и неправильное применение средств управления.

Часто можно видеть, как начинающие спортсмены, пытаясь поднять лошадь в галоп с другой ноги, начинают с того, что тянут за повод в направлении менки.

Читайте также:  Строение ротовой полости лошади: рот, губы, щеки, десна, зев, язык, зубы, твердое и мягкое нёбо

Нужно помнить о том, что если лошадь упирается в повод во время подъема в галоп, то это упражнение выполняется неправильно.

Подводящие упражнения

Существуют и более сложные подводящие упражнения к менке. Вот одно из них.

Лошадь двигается галопом вдоль короткой стенки манежа, в углу делает вольт диаметром 10 м, затем двигается вдоль длинной стенки манежа, и не доходя до буквы В начинает принимание.

Отойдя на расстояние пяти метров от длинной стенки делается остановка, и после этого лошадь поднимается в галоп с другой ноги и идет галопом параллельно стенке до ее конца, где переводится в шаг. Это же упражнение можно выполнять без вольта.

Считаем вместе

При переходе к обучению менке ног в воздухе, нужно еще раз удостовериться в том, что всадник ясно чувствует, где находятся ноги лошади в каждом из темпов галопа. Для начинающих полезно выполнять следующее упражнение: считать «раз-два-три» в каждую фазу галопа.

Не важно, какая нога в данный момент находится на земле, главное – отчетливо прочувствовать все три такта галопа.

Если проблемы есть уже на этом этапе, попросите тренера вам помочь, и посчитать вслух с земли, мысленно повторяя за ним, хотя в этом случае возможно запаздывание между отсчетом и положением ног лошади на земле.

Вам нужно уловить, когда на земле находится диагональ (правая задняя-левая передняя или левая задняя-правая передняя), так как «включать» средства управления нужно именно в этот момент, чтобы лошадь могла сделать менку в период подвисания.

Одиночная менка

Самый распространенный способ познакомить лошадь с менками – начинать с одиночной менкой по диагонали на подходе к стенке манежа. Для выполнения менки всадник меняет постановление лошади, которое должно быть небольшим. Смена постановления включает в себя и смену действия шенкелей.

Находящийся немного за подпругой пассивный шенкель сдвигается вперед к подпруге, а шенкель, лежащий до того на подпруге, отходит немного за подпругу, и активно побуждает соответствующую сторону к отталкиванию. Вместе с шенкелем сдвигается вперед и внутренне бедро. Рука должна смягчиться, но ни в коем случае не отдать повод.

Такое воздействие средств управления должно осуществляться на мгновение раньше фазы подвисания, то есть на момент, когда внутренняя (до момента менки) задняя нога находится на земле. Воздействие шенкеля, поясницы и повода должны быть практически одновременными.

Важно следить за тем, чтобы положение корпуса всадника не менялось, не допускаются наклоны вбок и вперед, отрывание седалища от седла.

Рекомендуется работать над менками в конце тренировки. Если делать это упражнение не в конце тренировки, то обязательно нужно после него дать лошади успокоиться и немного пошагать. Это особенно актуально для легковозбудимых лошадей.

Серии менок

Задача усложняется по мере продвижения от одиночных менок к сериям менок через несколько темпов галопа. От талантливых семилетних лошадей можно ожидать корректного выполнения трех менок в три темпа, но не более того и только в том случае, если базовая работа по подготовке этого элемента была проделана правильно.

Всадник должен помнить, что без поддержания правильного собранного галопа сделать хорошую серию менок невозможно.

Кроме того, не нужно пытаться делать сразу несколько дел одновременно: возвращать лошади прямолинейность, сохранять выбранную скорость движения и при этом еще пытаться делать менки.

Если лошадь отвлеклась, что привело к ухудшению качества галопа, нужно забыть про менки и начать с восстановления желаемого аллюра.

Менка в темп

Классическим объяснением сложности выполнения менки в темп является отсутствие темпа галопа между менками. Действовать нужно очень быстро, и на уровне подсознания: внешняя нога – новая внешняя нога, новая внешняя нога и одновременно внешний повод.

Когда всадники начинают пробовать делать менки в темп на опытной лошади, которая уже умеет их делать, то, как правило, они шокированы скоростью, с которой все происходит.

Лошади не могут читать мысли, и если всадник не проявляет достаточно сноровки, то даже от самого искушенного опытного коня он сможет добиться максимум двух менок в темп подряд.

Что касается обучения молодых лошадей, то в зарубежной практике обучение менкам в темп занимает не один год, причем оно вводится постепенно и строго дозированно. Лошади, которые имеют меньше природного импульса и движения вперед, как правило, испытывают больше трудностей при обучении менкам в темп.

Хитрости всадника

Существует много подводящих упражнений, например, во время менок в два темпа по диагонали в начале или конце диагонали можно попросить лошадь сделать менку в темп. Реакция лошади бывает разной – от полного непонимания требования до небольшой серии из правильных менок.

Упражнение «менка в два темпа-менка в темп» является хорошим подводящим упражнением, после которого можно переходить к трем менкам в темп – направо/налево/направо.

Внимательно следите за лошадью, и как только у нее получится это упражнение, немедленно похвалите ее и закончите урок.

Типовые ошибки

При обучении лошади и начинающих спортсменов менкам существует несколько типовых ошибок, которые могут встать на пути к идеальному выполнению этого элемента.

Несогласованное применение средств управления, или слишком резкое воздействие всадника могут привести к тому, что лошадь начинает нервничать и горячиться. Лучшим «лечением» этой проблемы является перевод лошади в шаг, что даст всаднику возможность заново сконцентрироваться и вспомнить, что нужно делать при менке. Затем нужно поднять лошадь в галоп и постараться снова выполнить упражнение.

В том случае, если лошадь пытается самовольно менять ногу, то нужно вернуть ее на галоп с нужной ноги, не давая ей проявлять ненужную инициативу.

Если лошадь меняет ногу, но делает это со слишком малым захватом пространства и при этом нарушается плавность и поступательность движения, то для начала следует понять, готова ли лошадь к менкам, может ли она сохранять активный и сбалансированный галоп по прямой? Если лошадь этим требованиям удовлетворяет, то при менке нужно энергичнее продвигать лошадь вперед, при этом руки ни в коем случае не должны блокировать движение.

Если лошадь опаздывает поменять зад, то это тоже признак несогласованного действия шенкеля и повода. Сходный эффект можно получить, если при подготовке к менке подавать корпус вперед или отрывать седалище от седла.

Помните, во всех упражнениях сначала работает шенкель, шлюсс, поясница, и только потом рука с поводом! Нужно стремиться к тому, чтобы перемена ноги делалась от шенкелей при почти полностью пассивном положении повода.

Удачи в подготовке и выступлениях!

Источник: http://www.goldmustang.ru/magazine/samouchitel/898.html

Выездка: история и важные моменты обучения — Мой Конь

Выездку по праву считают одним из самых красивых видов конного спорта. В ее основе — воспитание лошади для гармоничного взаимодействия с всадником. Когда возникло это искусство езды верхом? Можно читать различные легенды и мифы, но если верить фактам, то воспитательная работа с лошадьми уходит корнями в четвертый век до нашей эры.

Первые центры выездки начали возникать в шестнадцатом веке в Италии. Неаполь мог похвастаться первыми школами езды верхом, в которых велось обучение очень трудным упражнениям езды на турнирах. В этих школах, также велась подготовка всадника и лошади для сражения в бою.

Спустя столетие в европейских странах возникают школы езды верхом, различные академии, а также, училища для кавалеристов. В этих заведениях преподавались манежная выездка, а также, высшая школа езды верхом. Каждый именитый преподаватель вел обучение своими методами.

В настоящее время соревнования выездка лошадей основаны на четкости выполнения шага, рыси, галопа, различных поворотов, приниманий, а также, такого приема, как осаживание. Всадник обязан добиваться от лошади мягкого перехода, когда один аллюр сменяется другим. Также, показываются классические элементы выездки старой школы, такие как, пиаффе, пируэты и пассажи.

Можно полюбоваться выездкой, отыскав видео выездки лошадей. Фотографии, конечно, не передадут той согласованности всадника и лошади, когда они выполняют сложнейшие элементы.

Видео выездка лошадей

Об обучении лошади выездке

Для обучения основам выездки наиболее подходят лошади возраста три с половиной года.

  • Обучение лошади выездке начинается с приучения ее движению и уравновешенности на корде. Потом начинается выездка по прямой линии свободными движениями. Много уделяется внимания ритмичным, спокойным движениям, контактированию с поводом.
  • После двенадцатимесячных тренировок лошадь должна правильно подниматься в галоп.
  • В течение второго года обучения занимаются строевой ездой, при этом у лошади развивают гибкие движения на всех аллюрах, а также, движения боком на таком аллюре как рысь. Затем отрабатывается остановка, пируэт, а также, правильное осаживание.
  • На третьем году обучения лошадь должна быть собрана и послушная.

Меняется и внешний вид лошади. Упражнения первых двух лет сделали ее сильной и красивой, аллюры ее хорошо отточены.

Об элементах выездки

При приветствии лошадь должна стоять абсолютно спокойно. При осаживании лошадь движется назад, не напрягаясь и не задерживаясь. Такие элементы выездки как переходы характеризуются изменениями аллюра, а также, изменениями в скорости без пауз.

  • На вольте корпус лошади изгибается, описывая круг, диаметр которого шесть метров.
  • На серпантине лошадь перемещается с одной стороны средней линии на другую, направление- вправо- влево.
  • При принимании с обратной постановкой взгляд лошади направлен противоположно ее движению. Выполняется перекрест внутренних и наружных ног.
  • Еще один элемент – траверс характерен тем, что происходит сгибание лошади ( шенкель внутренний). Перекрест наружных ног, проходящих перед внутренними.
  • При реверсе голова коня смотрит внутрь манежа, круп же ее ближе к стенке.
  • При пируэтах лошадь в два следа выполняет круги и полукруги, радиусы которых равны длине ее корпуса.
  • На пассажах лошадь очень элегантно движется, отчетливо сгибая суставы. Сбор лошади при этом идеален.
  • Если пассаж выполняется на месте, то это элемент пиаффе. Лошадь выносит ноги вверх, а не вперед.

О детской выездке

Соревнования по детской выездке популярны уже очень давно. Дети с удовольствием посещают школы по выездке. Тренировки и общение с лошадью приносят им огромное удовольствие.

Выездка детская даже на схеме, отличается от взрослой облегченными элементами. Тем не менее, судьи строго оценивают мастерство маленьких наездников.

По схеме идет въезд на рыси, оценивается остановка при переходе из рыси, а также, равномерность движений. Далее, производится движение по кругу, диаметр которого пятнадцать метров. При этом идет оценка сгибания и равновесия. При переходе из рыси в шаг идет оценка равномерности шагов.

При езде рабочим галопом лошадь описывает круг, диаметр которого двадцать метров, при этом лошадь движется налево. Далее, всадник меняет направление, описывая букву «S».При этом оцениваются такие параметры как осанка, а также, равновесие. Поднявшись в галоп с правой ноги описывая круг, всадник переходит в рысь, двигаясь по линии в центре манежа.

Останавливаясь, всадник приветствует судей и покидает манеж, при этом повод свободный.

Схема манежа для выездки

В соревнованиях по выездке размеры манежа регламентируются правилами.

Манеж по форме представляет прямоугольник со сторонами шестьдесят на двадцать метров. Определенные точки внутри этого прямоугольника отмечены латинскими буквами. Схема езды по выездке предусматривает выполнение всадником фигур в определенных местах манежа.

Об оценке результатов в выездке

Соревнования по выездке сопровождает красивая музыка. Для оценки результатов предполагается наличие минимум трех судей, максимум семи.

В таком соревновании как выездка, разряды присваиваются по оценкам каждой программе выступлений. Каждый судья должен рассчитать процент баллов в сумме. Берется отношение к той сумме баллов, которая максимально возможна. Затем, происходит учет этих процентов, которые набраны, и всаднику присваивается соответствующий разряд.

О паралимпийской выездке

Такой вид конных соревнований практикуется с семидесятых годов прошлого столетия. Сегодня паралимпийская выездка популярна и в России. Во время выступления судьями оцениваются спортсмены, программа выступлений которых составлена с учетом группы их инвалидности.

Какие породы лошадей используются в выездке?

Просматривая картинки выездки, мы видим на них великолепных лошадей. Интересно и то, что не всякие породы лошадей для выездки подходят.

Для выездки наиболее подходящие такие породы как:

  • тракененская,
  • а также, лошади-голштины,
  • теплокровные датские,
  • хороша ганноверская порода,
  • подходят англо-арабы,
  • а также, теплокровная украинская порода,
  • неплохо показала себя и латвийская порода.

Лошади таких пород имеют нарядную внешность, хорошо поддаются обучению, добронравны.

Источник: http://MoyKon.ru/sovety/535-viezdka

Ссылка на основную публикацию