Тяжелоупряжные породы лошадей

Тяжелоупряжные породы лошадей

Результатом многогранной работы ученых, специалистов и работников хозяйств стало создание отечественных пород тяжеловозов -советского, русского, владимирского и латвийского, которые по своим качествам вполне отвечали требованиям народного хозяйства нашей страны (таблица I).

Тяжелоупряжные породы:
Советская тяжелоупряжная порода. Это наиболее крупная тяжелоулряжная порода в нашей стране. Она выведена скрещиванием брабансонов с местными лошадьми упряжного типа разнообразного происхождения (помеси арденов, першеронов, битюгов и др.).

Завезенные из Бельгии и Голландии жеребцы брабансонской породы размещались как в государственных конных заводах, каковыми до 1917 года были Хреновский, Деркульский и Починковский, так и в заводских конюшнях, а также в помещичьих хозяйствах многих областей России.

По мере накопления помесей II, III и IV поколений перешли от поглотительного скрещивания к воспроизводительному и разведению помесей желательного типа «в себе».

Постепенно в Починковском конном заводе Нижненовгородской области и в Мордовском конном заводе, а также на племенных фермах колхозов Нижненовгородской, Ярославской.

Владимирской областей и Мордовской АССР был создан своеобразный массив лошадей тяжелого типа, значительно отличавшийся от брабансонов. Такой тип отвечал требованиям сельскохозяйственного производства.

Новая порода была утверждена в 1952 году.

Лошади советской тяжеловозной породы обладают разносторонними рабочими качествами: быстротой, силой, выносливостью. Племенные кобылы колхозов, совхозов и конных заводов постоянно используются на сельскохозяйственных работах. Лучшей части породы, сосредоточенной в конных заводах, присущи «крупность, массивность, гармоничное сложение, крепкая конституция»

Советские тяжеловесы имеют пропорциональную голову, массивную шею, широкую, но не высокую холку; глубокую и широкую грудь; короткую, широкую и прямую спину; очень широкий раздвоенный и свислый круп: толстую кожу. Из недостатков экстерьера встречается мягковатость бабок, сырость суставов, косолапость, саблистость конечностей. Ос¬новная масть рыжая (65%), рыже-чалая (13%), вороно-чалая, бурая, игреневая.

Современные жеребцы советской тяжеловозной породы несколько облегчены, что отвечает требованиям производства подвижной, более сухой рабочей лошади. Но с учетом перспективы использования этих лошадей в мясном и молочном коневодстве снижение массивности может оказаться нежелательным.

В породе выделяются три типа: основной, облегченный и утяжеленный. Лошади этой породы очень скороспелы. При нормальных условиях выращивания 6-месячные жеребята весят 360—380 кг, а в годовалом возрасте 520— 540 кг.

Молочная продуктивность чистопородных кобыл кумысной фермы Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства по данным И. И. Сорокиной, составила в среднем 3287 кг.

Животные этой породы отлично используют пастбища, грубые и сочные корма, хорошо акклиматизируются в суровых условиях и нетребовательны к содержанию. Эти ценные качества обеспечили популярность породы в деле улучшения рабочих лошадей и сделали ее весьма перспективной в мясном коневодстве.

Плодовитость кобыл конных заводов 65—76%, срок племенного использования 16—.18 лет.

Племенная работа с породой направлена на совершенствование форм телосложения и рабочих качеств лошадей. В породе выделены ценные линии : 508 Румба, Боже, 977 Режима. Жасмина. 284 Ковбоя, 885 Флейтиста и другие семейства (Рулетки. Ревекки. Зозули. Вьюги. Куклы) .

В Мордовском конном заводе сложился своеобразный тип лошадей советской тяжеловозной породы, что было обусловлено прилитием крови суффольков, придавших животным этого хозяйства сухость, хорошие движения и энергетический темперамент.

Лучшее племенное поголовье советских тяжеловозов находится на племенных фермах колхозов и совхозов Ярославской, Горьковской, Владимирской и Тамбовской областей, Мордовской АССР и Украинской ССР (Сумская область). Наиболее ценное племенное поголовье сосредоточено в Починковском (Горьковской области) и Мордовском конных заводах.

Русская тяжелоупряжная порода. Лошади этой породы предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ. Кроме того, они имеют хорошие мясные качества и высокую молочную продуктивность, что делает русскую тяжеловозную породу весьма перспективной в продуктивном коневодстве.

История создания породы относится ко второй половине XIX столетия, когда в Россию начали поступать все возрастающие партии горных арденов из Бельгии.

Эти животные были недостаточно гармонично сложенными, имели мягкую спину, свислый зад, отмечалась саблистость конечностей.

В то же время поступившие ардены отличались хорошей работоспособностью и неприхотливостью, что способствовало их широкому распространению.

Разводили их в основном помещичьи хозяйства, а также государственные — Деркульский и Хреновский конные заводы и ферма б. Петровской сельскохозяйственной академии (ныне ТСХА). на которую ардены были завезены в 1861 году. К 1904 году их разводили в 376 хозяйствах, а в штате жеребцов госконюшен в 1915 году они составили 25,8% от всех производителей тяжелоупрнжного направления.

Чтобы увеличить поголовье арденов, их разводили не только «в чистоте», но и скрещивали с кобылами упряжного типа разных пород, преимущественно брабансонов и першеронов. В связи с этим поместное поголовье различалось по типу и происхождению.

После Великой Октябрьской социалистической революции племенную работу с арденской породой и ее помесями стали вести государственные конные заводы в направлении типизации поголовья и консолидации желательного типа, В результате работы был создан большой массив племенных лошадей планового типа и выведены заводские линии (Каракула, Ларчика, Поденщика, Рубикона). Утверждена порода в 1952 году.

Лошади русской тяжеловозной породы некрупные, но характеризуются отлично выраженными упряжными формами, они широкотелы, имеют крепкую конституцию и уравновешенный темперамент. К корму неприхотливы, способны хорошо его усваивать и сохранять упитанность. Кобылы этой породы в условиях конных заводов отличаются высокой плодовитостью — 85—90 жеребят на 100 маток.

Продолжительность заводского использования 20—22 года, нередко 25—27 лет. Масть русских тяжеловозов рыжая, рыже-чалая, рыжая в середине, реже гнедая и вороная.

Скрещивание жеребцов русской тяжеловозной породы с местными степными кобылами оказалось эффективным. Молочная продуктивность чистопородных кобыл во Всесоюзном научно-исследовательском институте коневодства составляет в среднем 2732 кг.

Племенные лошади русской тяжелоупряжной породы используются па сельскохозяйственных работах.

Это снижает себестоимость получаемой племенной продукции, способствует повышению плодовитости жеребцов и кобыл и отбору лошадей с лучшими рабочими качествами. Порода широко распространена почти во всех зонах страны.

В породе существуют два типа: уральский (более крупный) и новоалександровский (менее крупный, но более сухой, гармоничный). За последнее время созданы линии Лазутчика, Коварного, Горностая, Разрядника, Капитана и других, а также высокоценные семейства (026 Булки, 144 Норки. 1611 Салфетки. 0348 Кулиги. 0340 Кристальной и др.).

Основным методом совершенствования породы является чистопородное разведение по линиям.

Главные признаки отбора: крупность, типичность, правильный экстерьер с учетом результатов использования лошадей на хозяйственных работах и в специальных испытаниях, а также здоровье, долговечность, плодовитость и молочность.

Лучшая часть племенного поголовья лошадей русской тяжеловозной породы сосредоточена в четырех крупных специализированных заводах: Ново-Александровском Ворошиловградской области, Куедннском Пермской области. Красноармейском Свердловской области и Мстиславском Могилевской области.

Имеются эти лошади в Херсонском конном заводе Воронежской области, Пермском Пермской области, Шадринском Курганской области и некоторых других.

Литовская тяжеловозная порода. Выведена в Литовской ССР скрещиванием жмудских лошадей преимущественно с арденами шведского происхождения. На территории Литвы издавна разводилась хо¬рошо приспособленная к местным условиям, выносливая лошадь. сведения о которой встречаются в иппологической литературе XVI века.

Использовали ее для транспорта и в сельском хозяйстве.

Во вто¬рой половине XIX века с ростом грузооборота и интенсификацией земледелия жмудских лошадей начали улучшать более крупными тяжеловозными породами, в основном бельгийскими арденами, выращенными в Швеции.

Помесей III—IV поколений разводили «в себе». У помесных животных выносливость и неприхотливость местных лошадей сочетались с массивностью и крупностью арденов.

Большую роль в развитии тяжеловозного коневодства Литвы играли коневодческие и сельскохозяйственные общества, а также Вильнюсская земская конюшня.

Типизацию поголовья завершили организованные Советской властью Жагарская, Неманская, Вильнюсская и Судавская государственные заводские конюшни, Кедайняискнй и Таурогский племенные рассадники. Утверждена порода в 1963 году.

Лошади литовской тяжеловозной породы имеют хорошо развитые мышцы, крепкую конституцию и спокойный темперамент. Из недостатков экстерьера встречаются грубоватая голова, мягкая спина, косолапость, саблистость конечностей и некоторые другие. Лошади этой породы преимущественно рыжей (70%) и гнедой «(22%) масти.

Отличаются долголетием, плодовитостью, здоровьем. В литовской тяжеловозной породе испытаниям подвергается значительная чаем. племенных лошадей, что повышает эффективность улучшения породы.

Литовские тяжеловозы используются как- рабочие животные, как улучшатели поголовья в республике и соседних областях РСФСР, кроме того, их экспортируют для убоя на мясо.

В породе выделено девять линий и 13 семейств. Лучшее поголовье этих лошадей находится в Судавском и Жагарском конных заводах, которые одновременно выполняют функции госконюшен и частично племенных рассадников. Каждый из пяти конных заводов республики имеет зону деятельности в 8—11 административных районах. Таким образом, конные заводы обслуживают всю территорию республики.

Владимирская тяжелоупряжная порода. Выведена на племенных фермах колхозов и совхозов Владимирской и Ивановской областей, в районах так называемого Владимирского ополья. Основную массу конского поголовья этих районов составляла мелкая (высота в холке до 133 см.) крестьянская лошадь крепкой конституции, выносливая, но слабосильная.

В конце XIX в., когда в крестьянском хозяйстве деревянную соху и борону стали вытеснять тяжелые плуг и борона, потребовалась более сильная рабочая лошадь.

Близко расположенные крупные промышленные города (Иваново, Ярославль, Москва и др.) также нуждались в лошади тяжелого типа. В 1886 году была организована Гаврилово-Посадская государственная заводская конюшня, которая была укомплектована рысаками и лошадьми тяжеловозных пород, как першероны, суффольки, суффолькклейдесдали и ардены.

Скрещивание местных кобыл с жеребцами этих пород привело к постепенной замене беспородных лошадей улучшенными помесями. С 1901 г. состав производителей заводской конюшни пополнился 32 жеребцами клейдесдальской, а в период с 1910 по 1917 — 13 жеребцами шайрской породы.

В крестьянских хозяйствах, расположенных вокруг Гаврило-Посада, Юрьев-Польского и Суздаля, использовались в случке преимущественно клейдесдальские жеребцы,, что способствовало дальнейшему укрупнению лошадей и приданию им упряжного тяжеловозного типа.

С 30-х годов началась плановая племенная работа по разведению и типизации высококровных помесей, содержащихся на 98 племенных фермах колхозов Владимирской и Ивановской областей. Организованный в 1936 г.

Читайте также:  Попона для лошади: виды, денниковая, прогулочная, зимние и летние, полупопоны, фото

Гаврило-Посадский государственный племенной рассадник завершил многолетнюю работу по созданию новой тяжеловесной породы, которая официально утверждена в 1946 году.

Лошади владимирской тяжеловозной породы отличаются крупным ростом, хорошо развитыми мышцами, крепкой конституцией и энергичным темпераментом.

Животные сильные и выносливые в работе, имеют свободные движения па шагу и рыси, хорошо приспособлены к условиям средней зоны нашей страны. Экстерьерные особенности этой породы следующие.

Голова большая, сухая; шея длинная, с сильно развитыми мышцами; круп раздвоенный, немного приспущенный: конечности крепкие.

У некоторых лошадей наблюдается большая оброслость конечностей, склонность к мокрецам. Масть гнедая (82%), вороная (7%) и рыжая (7%), на голове и конечностях имеются большие отметины.

Владимирский тяжеловоз достаточно скороспелый: в три года жеребцов и кобыл используют для воспроизводства и на сельскохозяйственных работах. При нормальных условиях кормления и содержания кобыл выход жеребят составляет 75—80%.

Продолжительность заводского использования лошадей этой породы 18—20 лет.

Основной задачей племенной работы с породой является совершенствование типа, экстерьера и упряжных качеств животных. Главный метод племенной работы — чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся лошадей владимирской породы и кроссов.

Лучшие племенные лошади сосредоточены в Гаврило-Посадском (Ивановской области) и Юрьев-Польском (Владимирской области) конных заводах, а также на племенных фермах колхозов и совхозов, В породе создано свыше 10 линий, лучшие из них линии Литого, Ландыша, Холода, Глен, Альбина, Стандарта, Шерифа.

Существенными факторами, оказывающими большое влияние па совершенствование лошадей владимирской породы, являются увеличение маточного поголовья конных заводов, рост численности лошадей перспективных линий, возобновление тренинга и испытания молодняка, проведение выставок и выводок племенного поголовья, более широкий обмен производителями между племенными хозяйствами разных категорий.

Источник: «Лошадь на личном подворье» А. Н. Семин, Н. П. Береснев, Ю. А. Кирсанов, А. В. Лиходеевский

Екатеринбург: Издательство Уральского университета совместно с МП «ПИПП», 1992 г.

Источник: https://fermer.ru/sovet/loshadi/35995

Лошадь-тяжеловоз – особенности пород

Лошадь-тяжеловоз – специальный тип рабочей скотины, выведенный для сельского и промышленного производства, где не требовалась скорость и резвость, а главным критерием были выносливость и сила.

Тяжелоупряжные лошади отличаются массивностью (масса жеребцов часто превышает 1000-1200 кг), крепким телосложением, развитой мускулатурой, огромными частями тела (особенно выделяются копыта). Появление тяжеловозов связывают с возросшими темпами производства, появлением железной дороги и изменением типа кавалерии.

Существуют несколько пород, представители которых в настоящее время чаще используются в качестве декоративных животных.

Необходимость в получении нового типа лошадей возникла в 17-18-м веке, когда происходят резкие изменения в промышленности, сельском хозяйстве и военном деле. В армии больше не было нужды в крупных и сильных верховых кобылах, которые перевозили тяжелых рыцарей. Одновременно возросли нагрузки на производстве:

  • грузоперевозки на дальние расстояния совершались по железной дороге;
  • на небольшом пути не требовалась большая скорость, зато важно было увеличить количество груза;
  • объемы производства резко увеличились

Таким образом, место старых легкоупряжных и верховых лошадей занимают три новых типа – легкие верховые, рысистые и тяжелоупряжные. Именно эпоха индустриализации закладывает основное зерно селекционной работы. Открывается новое множество конезаводов, увеличивается племенная работа и дифференциация пород.

Раньше всех развитие тяжеловозной лошади началось в Англии и Западной Европе. Первые тяжеловозы появились в Великобритании еще в 18-м веке задолго до массового спроса на них в остальном свете. Укрупнение лошадей происходило постепенно (английские кони всегда отличались крепким телосложением), поэтому для начальной селекции уже было качественное ядро.

Важным моментом того времени в селекционной работе были ярмарки. На них производили оценку животных, обобщали требования, как к типу, так и породе. Все это способствовало отбору наиболее ценных животных и координации племенной работы. Бонитировка велась по нескольким направлениям:

  • телосложение (экстерьер, промеры);
  • проводка (в Англии отбирали шаговых лошадей, во Франции сохраняли рысистые качества);
  • масть (шотландские тяжелоупряжные лошади отличаются одинаковой вороной окраской);
  • чистота крови (эти требования появились относительно поздно, поэтому в племенных книгах большое количество помесных коней);

Но на раннем этапе племенное дело не было поставлено на поток, а практической ценности книги учета не имели – в них заносили любых отдаленно близких к стандарту животных, чтобы повысить их стоимость.

Селекционная работа началась лишь в 18-м веке, ближе к его середине, когда суффолки и шайры имелись в большом количестве, что позволяло вести планомерный отбор.

На европейском континенте выведение тяжелоупряжных линий велось параллельно, но с некоторым отставанием. Здесь поставили три цели:

  • повышение силы;
  • приспособленность к суровым условиям и низкая требовательность к корму и содержанию;
  • сохранение рысистых качеств.

Поэтому большинство бельгийских и французских тяжеловозов существенно меньше английских, но они лучше акклиматизируются и приспосабливаются к любым условиям. Последние факторы оказались решающими для использования этих животных в улучшении отечественных пород.

История тяжелоупряжной лошади в России

В нашей стране развитие специализированного коневодства затягивалось – до конца 19-го века основную массу рабочих лошадей составляли низкорослые особи (более 60% имели рост в холке до 133 см, и лишь у 20% он был более 140). Начало развития связывают с отменой крепостного права и закладыванием основ капиталистического строя, когда для получения прибыли потребовалось прилагать усилия.

В России выделяют два центра получения тяжеловозов – владимиро-суздальский и воронежский. В первом использовали иностранных жеребцов (в первую очередь клейдесдали, ардены и суффолки). В Воронежской области выводилась собственная линия сельскохозяйственных лошадей, называемая битюг.

Эти лошади не были столь крупными, как иностранные (масса до 700 кг), зато идеально подходили под местные условия кормления и содержания. К сожалению, местное животноводство не получило распространения и к началу 20-го века большая часть поголовья была утрачена.

Небольшое количество битюгов было использовано при выведении советского тяжеловоза.

Лошади-тяжеловозы способны транспортировать грузы, в десять раз превосходящие их по массе, за что и получили свое название.

В других конезаводах также не велась племенная работа – завозимые тяжеловозы либо разводились в себе, либо применялись для покрытия самых крупных кобыл, но дальнейшего развития помеси не получали. Поэтому вплоть до 20-30 годов 20-го века Россия зависела от иностранных тяжеловозов.

Выведением собственных пород занялись уже в годы советской власти. С этой целью были отобраны наиболее крупные кобылы сельскохозяйственного направления и покрыты зарубежными жеребцами – арденами, брабансонами, першеронами и другими.

Отбирались помеси со сбалансированными качествами – силой, выносливостью, адаптивностью. В дальнейшем производилось разведение «в себе», что дало три отечественных породы – советская, российская и владимирская.

Сравнение этих и других тяжеловозов можно посмотреть в таблице или на фото.

Сравнительная характеристика пород

Название Происхождение Характеристика
Ардены Выведена в приграничной бельгийской и французской территории в 19-м веке. Порода имела большое значение для отечественного тяжелоупряжного коневодства. Сравнительно небольшие для тяжелоупряжных лошадей животные – средняя масса 600-800 кг, а рост в холке редко превышает 155 см. Выводимые в условиях горной местности, они отличаются повышенной выносливостью и нетребовательностью.
Першерон Французская тяжеловозная лошадь, полученная в 19-м веке, племенные книги относятся к началу столетия, а союз появился в 1867 году. Максимальный рост может достигать 180 см, хотя большая часть представителей в холке имеет 160-165 см. Масса может быть до 1 тонны. Голова короткая, грубая с незаметным переходом в шею. Конечности с малой оброслостью, а хвост и грива пушистые, масть – серая, реже бывает вороной окрас.
Советский тяжеловоз Выводилась в 20-м веке за счет улучшения местных помесных кобыл французскими брабансонами. Утверждение породы произошло в 1952 году. Это сухой тип тяжеловозов. Голова небольшая, шея широкая. Грудная клетка широкая, ребра слегка выступают. Конечности короткие. В годовалом возрасте могут достигать 550 кг, взрослые особи обычно не превышают 800 кг. Большая часть животных рыжей масти.
Владимирская Получена в ходе длительного улучшающего скрещивания местных лошадей иностранными тяжеловозами и русскими рысаками крупных кобыл. Порода утверждена в 1946 году. Крупная транспортная лошадь, также используемая в мясном и молочном животноводстве. Голова крупная с выпуклой лобной долей. Грудь глубокая и широкая, круп свислый. Конечности высокие, сухие, оканчиваются массивными копытами с небольшими щетками. К 12-15 месяцам достигают 500 кг, в холке не превышают 165 см.
Русская Утвержденная в 1952 году порода была получена путем улучшающей селекции местных лошадей першеронами и арденами. Сравнительно небольшие тяжеловозы – масса до 600-700 кг, рост в холке порядка 145-150 см. Тело несколько удлиненное, грудная клетка глубокая. Голова небольшая, широкая в лобной части, шея короткая. Конечности короткие с хорошим поставом.  Большая часть лошадей рыжей или чалой масти. Животные хороши для работы, мясного и молочного разведения.
Шайры Выведена в Англии путем длительного отбора. Установление породы и образование большого племенного ядра произошло в начале 18-го века. Самая крупная порода лошадей – жеребцы превышают массу в 1200 кг, в холке могут достигать 180-185 см, грудная клетка в обхвате доходит до 240 см, пясть в обхвате – 30 см. Основная масть вороная и гнедая. Лошади характеризуются пышными гривами и хвостами, на конечностях большие щетки. Рекордсмен породы достигал ростом 219 см и весил более 1500 кг
Клейдесдали Выведена в Шотландии, утверждение породы произошло в 1826 году, но племенная книга ведется с 1856 года. Сравнительно более мелкие и сухие тяжеловозы. Отличительным признаком пород является гнедая масть с белой гривой, чулками и характерными отметинами на лбу. Промеры: в холке 165-168 см, обхват груди – 190-220 см, пясть – до 28 см. Масса 700-900 кг.
Суффолк Наиболее многочисленная тяжеловозная порода лошадей Англии. Выведена в начале 19-го века. Порода занимает промежуточное положение, показывая высокие тягловые и сохраняя рысистые качества. Масса жеребцов порядка 800-900 кг при росте в холке до 170 см. Окрас волосяного покрова рыжий, имеются разного рода оттенки и отметины.
Брабансон Крупные бельгийские лошади, получившие статус породы в конце 19-го столетия. Животные скороспелы – быстро набирают массу и в работу допускаются с 2-х лет. Взрослые лошади весят 700-1000 кг, в холке могут быть 160-170 см и в груди до 220 см. Основной массив породы рыжей и гнедой масти, реже бывают чалые и  серые особи.
Читайте также:  Строение ротовой полости лошади: рот, губы, щеки, десна, зев, язык, зубы, твердое и мягкое нёбо

Источник: https://vetugolok.ru/skot/loshadi/porody/loshad-tyjelovoz.html

Лошади тяжеловозы, породы тяжеловозов, характеристика пород

Лошадь тяжеловоз — это большое животное, которое имеет толстую шею и тело с мускулистыми ногами. Относится к тяжёлым породам. Его главная задача — это перевоз больших грузов и выполнение всяческих сельских работ.

Большие скакуны выглядят намного красивее, чем их братья тёплых кровей. Эти животные имеют хороший нрав и много других качеств, благодаря которым они известны на весь мир, а многие конники хотят видеть их в своих конюшнях.

  • Порода лошадей тяжеловозов
  • Известные породы
  • Русские породы

Большинство хладнокровных лошадей довольно массивные, если сравнивать их с теплокровными породами. Эти лошади не принимают участия в конном спорте, потому что из-за коренастого тела у них не получается грациозных движений. Но многочисленных ценителей лошадей в этой породе притягивают следующие свойства:

  1. Лёгкость аллюра. Эти животные неспособны на быстрое передвижение, высокие скачки и осуществление изысканных компонентов. Карьеру такие лошадки сделать не могут, так как из-за массы тела, это невозможно физически. Тем не менее, их поступь, галоп, шаг, рысь, очень по душе многим всадникам. Невзирая на их рост и на то, что животные очень крупны, ездить на них комфортно, так как вас не будет очень сильно трясти в седле. Этому способствует то, что такая лошадь не может высоко подняться над землёй.
  2. У лошадей тяжеловесов есть родоначальники. Когда-то давно, ещё в средневековье, предками тяжеловозов считались кони рыцарей, а позже — фермерские тяжелоупряжные. В прошлом, когда ещё были феодалы, эти лошади назывались «дестриэ». Если перевести, это значит — правосторонний. Может быть, это названия пошло из-за того, что оруженосец воина находился с правой стороны от всадника, который был верхом на коне. Вес таких лошадей колеблется от 800 килограммов до 1 тыс. килограммов, а в отдельных случаях и больше. Рост варьировался от ста семидесяти сантиметров до двухсот сантиметров. Несмотря на его рост и вес и на то, что он мог везти на себе большой груз, а вместе с тем и всадника с оружием, он быстро сдавался и не мог пройти большие дистанции.
  3. Вид такой большой и мощной лошади, у каждого вызывает уважение. Эти кони очень спокойны, миролюбивы, а своим очарованием они могут покорить ваше сердце и душу. Этому способствует то, что лошади обладают покладистым и добродушным характером. Ко всему этому, лошадки и очень дружелюбны. Несмотря на их внушительный размер, среди них очень мало бунтарей, очень хорошо идут на контакт.
  4. По ходу разведения коней тяжеловесов, улучшались их наследственные качества. В результате этого кони смогли: поднимать большие и тяжёлые грузы, научились выживать в плохих климатических условиях, и стали неприхотливыми в рационе и уходе.

Чаще всего во многих странах тяжеловозов разводят для тяжких работ в селе, и только после этого для соревнований, специальных зрелищ для людей. А также, например, в России, их часто используют для верховой езды.

Чтобы убедиться в качестве новой произведённой породы, большинство заводчиков делают для «тяжиков» различные испытания, на выносливость силы. Зачастую кони перемещают тяжёлый груз на время, расстояние выбирается максимально длинное и с преградами.

Такие испытания для коней становятся очень популярными, потому что в них есть много экстремальности и зрелищности.

Известные породы

Сюда относятся:

  • шайр;
  • брабансон;
  • суффольк;
  • першерон;
  • шотландский тяжеловоз.

Шайр

Эти тяжеловозы занимают первое место в мире. Порода этих лошадей благородна и дорогостоящая. Занимают призовые места в соревнованиях. Отличается от остальных пород обросшими ногами. Масть в большинстве случаев гнедая или караковая. Лошади норовисты, не признают силы и на них тяжело одеть упряжь.

Предками этих коней являются средневековые рыцарские кони, которые в те времена были очень большими. Вес этих лошадей может достигать 1,3 тонны, а высота — 190 сантиметров в холке. Самые популярные масти: серая, гнедая, караковая.

Пик популярности этой породы попадает на период правления короля Генриха в восемнадцатом веке. Король приказал активно разводить тяжеловесов, для того чтобы английское сельское хозяйство не нуждалось в мощной силе.

Брабансон

Эти жеребцы ценны своим экстерьером и силовыми способностями. Рост средний — примерно 165 сантиметров, имеют добрый нрав и хорошие породные качества. Имеют сильное туловище, ноги короткие с хорошо выраженными суставами. А также у них короткая грива, а нижняя часть ног мохнатая. Масть имеют гнедую.

Бельгийская, фландрская или брабансон, называйте как угодно. Лошади появились в Средние века, на территории Бельгии. Эту породу можно назвать родоначальником клейдесдальских, суффольских коней и шайров.

Такие кони идеальны для сельских работ, так как не агрессивны к человеку, имеют высокую выносливость в работе и не привередливы в уходе.

Суффольк

Эти лошадки кажутся короткими, из-за того, что тело у них массивное. Кони очень работящие и терпеливые. Масть в основном каштановая с различными оттенками. Рост у них 165 сантиметров. Животное может весить тонну.

Масть: светло-рыжая, тёмно-рыжая, иногда, может встретиться каштановая. У них может быть звёздочка на лбу или белые носочки, чем и отличаются от других.

Суффольки идеальны для детей, которые желают научиться верховой езды, так как совсем неконфликтны и покладисты.

Пришла эта порода к нам из Восточной Англии. Популярными они стали в середине восемнадцатого века, но первые упоминания о них есть в летописях шестнадцатого века.

Першерон

Эти животные считаются рекордсменами по росту и весу. Першероны очень красивые и имеют большую выносливость, если нужно, то могут бежать несколько часов подряд. Так как их предками являются арабские лошади, то они имеют голову аристократичной формы с маленькими, аккуратными ушами. Благодаря примесям арабских кровей, имеют рельефную красивую голову с аккуратными ушами.

Масть имеют в основном вороную или серую в яблоки. Сейчас их разводят без мохнатости на ногах, и это очень упрощает уход за ними и их работу на земле.

Шотландский тяжеловоз

Эта порода имеет отличные ездовые качества и характеристики. Пришла к нам из Шотландии, а место обитания — Великобритания. Они великолепно передвигаются шагом и рысью, имеют мощное тело и огромную мышечную массу, но вместе с тем очень изнежены. Им необходимы качественные условия содержания и хороший корм, чтобы лошади могли хорошо работать.

Масть имеют: вороную, рыжую, гнедую, серую и чалую. Отличие этой породы от других — массивные ноги с хорошо выраженными суставами.

Русские породы

Ещё давно, два века назад, лошади тяжеловозной породы не выводились, хотя они были необходимы. А приобретать их за кордоном было очень дорого, к тому же лошади тяжело проходили адаптацию в России. Поэтому начали выводить отечественных лошадей, с помощью известных закордонных пород. Самыми популярными породами являются:

  • русский тяжеловоз;
  • владимирский тяжеловоз;
  • советский тяжеловоз.

Русская порода

Эта порода была выведена в начале двадцатого века. Для этого были скрещены упряжные породы с мелкими тяжеловозными, которые были привезены из Бельгии. Со временем у них стало гармоничное телосложение и хорошая форма. На выставке во Франции, в 1900 году — русский арден был замечен многими коневодами.

Эти лошади невысоки — примерно 150 сантиметров в холке, но имею хорошую выносливость и много силы. Кобылы имеют большой процент молочной продуктивности.

Владимирский тяжеловоз

Эти тяжеловозы появились в результате скрещивания английской породы, клейдесдаль и местных кобыл. Появившиеся жеребцы были красивы, имели много мощи и энергии.

Особенности владимирской породы:

  1. массивность;
  2. крупное телосложение;
  3. большая высота — 170 сантиметров в холке;
  4. большая голова;
  5. длинная спина с широкой поясницей;
  6. опущенный круп;
  7. сильные ноги, обросшие мехом;
  8. густые хвост и грива;
  9. спокойный и уравновешенный характер;
  10. вороная масть.
Читайте также:  Зрение у лошади: обзор, фокусировка, острота, сетчатка глаза, фото

На это время владимирский тяжеловоз не запрягается в плуг или телегу. Его больше используют в спортивной охоте и конном туризме.

Советский

Эти кони появились в результате скрещения брабансов и суффольков с русскими лошадьми. До трёх лет их используют для работы на полях, а потом они становятся производителями.

Особенности породы:

  1. большая масса тела;
  2. высота в холке 1,7 сантиметра;
  3. грива и хвост, очень густые;
  4. имеют мускулистую шею и ноги;
  5. ровная спина;
  6. широкая грудь;
  7. есть незначительная косолапость.

Источник: https://ferma.guru/razvedenie-zhivotnyh/loshadi/loshadi-tyazhelovozy-porody-loshadey.html

Грузовые тяжеловозные лошади крупных пород

Самыми крупными и сильными представителями семейства лошадиных пород являются тяжеловозы. В настоящее время в мире насчитывается до 250 пород лошадей. Примерно 40 из них классифицируются как тяжеловозы. Во все времена эти прекрасно сложенные, мощные и добродушные великаны с толстой шеей, мускулистым телом и ногами вызывали у большинства людей нескрываемое восхищение.

История лошадей-тяжеловесов

Свою историю лошади-тяжеловозы начали ещё в Средние века. Тогда кони были единственным средством передвижения, поэтому активно использовались средневековыми рыцарями.

Обычным лошадям было очень тяжело перевозить таких воинов, одетых в железные латы и с громоздкими щитами и мечами в руках.

Поэтому и созрела очевидная необходимость в создании пород лошадей, способных не только перевозить массивные грузы, но и преодолевать множество препятствий, передвигаясь галопом.

По описаниям средневековых летописцев, лошади вырастали до двух метров и имели массу до одной тонны, и, естественно, не могли быстро передвигаться и прыгать.

Галерея: грузовые тяжеловозные лошади (25 фото)

Экстерьер породы

Тяжеловозы практически не используются ни в одной дисциплине конного спорта, так как из-за коренастой конституции тела они не наделены от природы гибкостью и легкими движениями. Однако существует множество характеристик, которые привлекают понимающих и любящих лошадей людей:

  • Плавный аллюр. Не стоит добиваться от этой лошади выполнения элементов выездки, высоких прыжков и быстрого движения. Да и «карьер» у тяжеловесов практически невозможен из-за толщины ног и массы тела. Однако поступь шаг—рысь—галоп очень удобна для любого наездника. Даже несмотря на то, что грузовая лошадь крупная и высокая, ездить на ней очень комфортно. При движении их тело не поднимается высоко, поэтому тряска в седле не ощущается.
  • Габариты. Как и многие другие породы, тяжеловоз имеет своих родоначальников. Предки современных лошадей в Средние века считались в первую очередь рыцарскими конями, и лишь затем — фермерскими тяжелоупряжными. Рост такой лошади достигал 170—200 см, а вес почти 900 кг. Но, несмотря на такую большую силу, выносливости тягловому коню не хватало.
  • Пообщавшись немного с тяжеловесом, многих покоряет их миролюбие, спокойствие и очарование. Представители этой породы покладистые и добродушные. Они прекрасно ладят как со взрослыми людьми, так и с детьми, всегда дружелюбны с другими животными. Многие заводчики отмечают, что, невзирая на существенную разницу в размерах, среди этих животных совсем немного бунтарей и агрессоров в общении с человеком.
  • При проведении племенной работы первостепенной задачей является улучшение их генетики, что позволяет потомкам приобретать такие качества, как высокая приспособляемость к различным климатическим условиям, большая грузоподъёмность и неприхотливость в рационе и уходе.

Источник: https://selhoz.guru/loshadi/loshadi-krupnyih-porod

Выращивание лошадей-тяжеловозов как бизнес

06.11.2017

Выращивание лошадей – это не самое простое направление деятельности, поскольку оно требует немалых денежных вложений и тяжелого труда. Этим «делом» стоит заниматься только в том случае, если у предпринимателя есть страстная любовь к этим прекрасным, грациозным, умным и преданным человеку животным.

Благодаря энтузиастам интерес к коневодству в Украине постепенно возрождается, и все большее количество людей вкладывают средства в создание миниферм, где разводят различные породы лошадей: для участия в спортивных состязаниях, для организации конных прогулок, для школ верховой езды и для такого популярного в настоящее время направления, как экологический туризм. Животное для туристических целей обычно выращивается в течение трех лет или покупается взрослым.

Что касается разведения лошадей для спорта (для этой цели берут, как правило, арабских скакунов), то процесс их подготовки занимает от пяти до шести лет.

Отдельное направление представляют рабочие лошади тяжеловесы, которых выращивают в основном для сельского хозяйства, где они ценятся за высокую работоспособность, мощную тяговую силу, непритязательность и выносливость.

По внешнему виду лошадей – тяжеловесов легко отличить от прочих изящных ездовых пород, поскольку они имеют не только внушительный экстерьер, но и, как правило, имеют более спокойный, дружелюбный и покладистый нрав.

Селекция и формирование тяжеловесов в отдельную породную ветвь началось еще в эпоху рыцарства и крестовых походов, когда облаченному в тяжелые железные доспехи всаднику понадобилась более крепкая и стойкая лошадь, способная нести не только человека, но и десятки килограмм боевого облачения. С этой целью создавались и постоянно улучшались характеристики тяжеловесов, представляющие мощную и управляемую боевую «машину».

Позже тяжеловесных лошадей стали использовать для перевозки грузов и обработки полей, поскольку обычные ездовые породы плохо справлялись с этой тяжелой работой. С развитием промышленности именно эти лошади внесли неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства и мировой индустрии, участвуя во всех сферах деятельности человека, где требовалась семижильная сила и выносливость.

В настоящее время существует около десяти разновидностей этих пород.

Разведение лошадей – тяжеловозов

Если рассматривать разведение коней не как хобби, а как бизнес, то предпринимателю придется вложить довольно немалые средства в постройку конюшни, организовать вольер для выгула и тренировки лошадей, обеспечить животных кормами (желательно, чтобы недалеко от конюшни имелось пастбище), приготовить упряжь, инструменты и прочее.

Кроме того, придется тщательно изучить принципы содержания, ухода и рацион питания лошадей, определить особенности выращивания различных пород. Предпринимателю могут потребоваться также услуги ветеринара и зоотехника.

Содержание и уход за тяжеловесными лошадьми

Содержание тяжеловесных пород, благодаря их непритязательности мало чем отличается от содержания всех прочих пород.

Конюшню необходимо строить таким образом, чтобы на каждую лошадь в стойле приходилось минимум четыре метра квадратных площади. Помещение должно быть теплым, без сквозняков и при этом хорошо освещаться и проветриваться в любое время года.

Наиболее трудоемкой является работа по очистке конюшни от навоза, но ее следует производить регулярно.

Кормить лошадей следует в среднем около трех, четырех раз в день. В качестве корма чаще всего применяется свежая зелень, заготовленное заранее сено (в зимний период) или корма из силосной ямы, а также зерно (как правило, овес), комбинированные заводские корма, добавки и витамины.

Объем ежедневного корма следует соизмерять с породой и степенью нагрузки на животное.

Следует помнить о том, что взрослая лошадь пьет достаточно много воды (до ста пятидесяти литров в сутки), поэтому заводчику следует позаботиться о поилках с чистой, свежей (но не холодной) водой.

Примечательно, что лошадь — тяжеловоз, должна регулярно испытывать силовые нагрузки, иначе она может заболеть. Фермеру необходимо помнить об этом.

Рабочие качества лошадей — тяжеловесов

За долгую историю разведения тяжеловозов, были выработаны определенные показатели и нормативы тяговой выносливости лошадей. Ниже приводятся параметры, по которым они определяются:

·  Время доставки груза (рысью) на дистанцию два километра при силе тяги пятьдесят килограмм

·  Время доставки груза (шагом) на дистанцию два километра при силе тяги сто пятьдесят килограмм

·  Тяговая выносливость (дистанция, которую лошадь может пройти без остановки при силе тяги триста килограмм)

·  Максимальная сила тяги, которая позволяет определить предельную степень силы (в килограммах веса груза), которую лошадь способна развить на короткой дистанции шагом


Наиболее популярные породы лошадей-тяжеловозов

На вид лошадей тяжеловесов легко отличить от всех прочих пород, благодаря мощному и мускулистому экстерьеру.

Как правило, все тяжеловозы имеют широкий круп, могучую спину, массивную голову и крепкие сильные ноги с крупными копытами.

Первой официально признанной породой тяжеловозов стала «Су́ффолькская» порода лошадей (лат. Equus ferus caballus), выращенная в Старом Свете более трех веков назад. Название разновидность получила благодаря графству Саффолк, где она и была выведена.

Примечательно, что данная порода, благодаря своему генофонду не только стала прародительницей большинства новых, в том числе современных пород тяжеловесов, но до сих пор сохранила свои первоначальные характеристики. «Суффолькские лошади» непритязательны, имеют добрый нрав и обладают уникальной выносливостью.

Практически в это же время, подобные работы проводили и селекционеры – коневоды стран Бельгии и Франции, благодаря чему появились такие популярные породы тяжеловесов, как: «Першероны» и «Брабансоны».

В настоящее время наиболее известными (помимо вышеперечисленных), являются следующие породы лошадей:

·  «Шайр» (английская порода тяжеловозов)

·  «Бельгийский тяжеловоз» («Арденская» порода тягловых лошадей)

·  «Литовская тяжелоупряжная»  (зарегистрирована в 1963 году)

·  «Владимирский тяжеловоз» (зарегистрирована в 1946 году)

·  «Советский тяжеловоз» (зарегистрирована в 1952 году)

Эти и другие тяжеловесные породы в настоящее время активно разводятся в Соединенных Штатах, Канаде, России и во многих европейских государствах. Их ценят за превосходный внешний вид, выносливость и уникальные силовые характеристики.

Среди лошадей тяжеловесов ежегодно проводятся специальные соревнования с целью выявления лучших представителей различных пород, которые включают дисциплины на определение выносливости и силы. Турнир определяет также наиболее послушных лошадей, поэтому эти соревнования весьма зрелищны и популярны.

Источник: https://agrostory.com/info-centre/knowledge-lab/vyrashchivanie-loshadey-tyazhelovozov-kak-biznes/

Ссылка на основную публикацию