Виды спортивных седел: выездкового, конкурного, троеборного, скакового и учебного

История седла: от ассирийцев до наших дней

История седла уходит корнями в глубокую древность. Имя того изобретателя, который первым придумал покрыть спину лошади, не сохранилось, но эта идея буквально изменила ход истории.

Лошадь и прежде была незаменимым компаньоном в походах, военных и переселенческих, но маневренность всадников была ограниченной, а длительность переходов – незначительной.

С изобретением сёдел начался расцвет конницы,  а значит новых открытий и завоеваний.

По мнению историков, именно резкие стремительные набеги варварских племен сильно подорвали могущество Римской Империи. Конница нападала и моментально отступала, а римские воины, которые не знали о существовании сёдел, могли преследовать её недолго и только по прямой.

Из глубин древности

Первые упоминания о седле встречаются у ассирийцев. Около 3 тысяч лет назад эти азиатские племена придумали ходить в разведку и преследовать врагов не на громоздких колесницах, а верхом на маневренных лошадях.

Уже 2,5 тысячи лет назад они стали стелить на спину животных большую попону или привязывали подобие подушки. Она помогала удерживаться верхом, управлять движением, защищала спину скакунов от потёртостей.

В бою такая конструкция была неудобна: всадник сидел, плотно обхватывая конский корпус ногами, и ему передавались все колебания при скачке.

Прицелиться из лука было трудно, да и управлять несущейся на полном скаку лошадью и одновременно целиться – задача сложная даже для искусных воинов. Поэтому перед боем ассирийцы спешивались и сражались на земле или передавали поводья пешему помощнику.

Чуть позже, в VIII веке до н.э., к идее попоны пришли скифы (Рис.1). Они в совершенстве овладели искусством управления коленями, поэтому могли вести дальний бой, не спешиваясь. Но при ближнем бое по-прежнему спускались на землю, иначе отдача от удара копьем или мечом могла легко вышибить всадника из седла.

Рисунок 1

Средневековье

Вновь о сёдлах вспомнили во времена раннего Средневековья, когда на сцене истории появились рыцари. Массивные, закованные в латы наездники на лошадях в металлическом облачении часто не могли сами двигаться. Если такую «консервную банку» вышибали из седла, рыцарь оставался беспомощным, пока не подоспеют оруженосцы и не водрузят его обратно на лошадь.

Что самое обидное, падали рыцари не только от вражеских ударов, но и ударив сами, ведь по законам физики сила действия равна силе противодействия. Выход из ситуации нашли, изменив конструкцию сёдел. Их стали делать глубокими с окованной железом деревянной передней лукой и высокой спинкой, доходящей до середины корпуса.

Массивная передняя лука прикрывала с боков ноги и бёдра рыцаря и могла доходить до груди, ездок держался левой рукой за скобу на луке, чтобы не вылететь из седла. (Рис.2) Высокая спинка прикрывала промежность и филейную часть, которые для удобства были прикрыты только лёгкой кольчугой. (Рис.

3) Дополняли амуницию длинные стремена, так что закованный в латы воин буквально стоял в седле, и выбить его оттуда было сложно (Рис.4).

Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 4

Вместе с тем, плотно сидящему в седле массивному рыцарю было неудобно атаковать. Хотя высокая конструкция седла была рассчитана на то, чтобы лошадь не мешала использованию оружия, но общий вес снаряженного всадника выдерживали немногие. В битву приходилось брать с собой трёх лошадей (дестриэ) и двух-трёх оруженосцев.

Новое время

Со временем стало понятно, что из рыцарей кавалерию не составишь, и на смену им пришли маневренные воины на удобных сёдлах. Примерно в это время стало понятно, что основное назначение седла – сделать посадку удобной, распределить вес всадника, защитить спину лошади. Примерно в это же время эволюция сёдел пошла по двум параллельным путям развития: азиатскому и европейскому.

Азиатские сёдла – без спинки и передней луки, с короткими стременами. Рассчитаны они на маневренность, быстрые атаки и дальний бой. Всадника было легко выбить из седла, зато он мог привставать на стременах и рубить саблей во всех направлениях.

Европейские сёдла подходили для ближнего боя, их высокая передняя лука и спинка дополнительно прикрывали всадника и обеспечивали плотную посадку (Рис.5).

У польских гусар спинка седла доходила до плеч, так что ни выбить их, ни напасть сзади было невозможно. Зато и сам воин был ограничен в движениях и не мог быстро спешиться.

Ближе к 19 веку стало понятно, что преимущество за азиатскими сёдлами, и постепенно вся Европа перешла на них.

Рисунок 5

Современность

В 20 веке кавалерия постепенно отошла на задний план.

В России в годы завоевания Средней Азии и после, во время Гражданской войны, мобильные летучие отряды использовались в горах и степях, где много непроходимых склонов или открытых пространств.

К началу Второй мировой войны от конницы почти отказались. Так что к концу прошлого века верховые лошади использовались в основном в сельском хозяйстве и спорте.

С развитием конных видов спорта появилась необходимость в лёгких плоских сёдлах, в которых всадник сидел бы с наклоном вперед. Такая поза удобна при прыжках через препятствия, скачках, выездке.

За основу новых сёдел взяли английские охотничьи сёдла, которые были популярны в Великобритании в самом начале 18 века. Постепенно английские спортивные сёдла видоизменялись в зависимости от вида спорта, для которого они были предназначены.

Сегодня различают более десятка их типов седел: выездковые, конкурные , троеборные, скаковые, пробежные, учебные, дамские, для бегов, для поло, для шоу и другие.

Не так давно в моду вернулись американские ковбойские сёдла. Изначально они были предназначены для работы со скотом, поэтому строение их отличается от привычных нам английских: они больше прилегают к позвоночнику животного, захватывая и область плеча.

Благодаря такой конструкции они менее травматичны для мышц спины, лошадь может проводить под ковбойским седлом до 5 часов. В Америке, на родине ковбоев, сёдла различаются по типам в зависимости от задачи владельца: заездить молодую лошадь, поймать бычка, выполнять рутинную работу на ранчо.

У нас ковбойские виды спорта пока развиты мало, поэтому сёдла используются в туристических походах или у частных коневладельцев

Источник: https://sedla.ru/blogs/istorija-sedla-ot-assirijcev-do-nashih-dnej.html

Седла спортивные

 Строение спортивного седла

Устройство седла1 — Передняя лука2 — Сиденье3 — Задняя лука4 — Подушки5 — Шлёвка для заправки конца путлища6 — Задняя подушка на крыле7 — Крыло8 — Передняя подушка на крыле9 — Кольцо для пристёгивания подперсья

Спортивное седло может иметь комбинированный (дерево и металл) или пластиковый ленчик. Подушки спортивного седла набиваются шерстью или современными мягкими полимерными материалами. Выездковое седло отличает более глубокий ленчик и длинные крылья. В последнее время на выездковые сёдла ставятся длинные приструги.

Длинные приструги позволяют использовать короткую подпругу, которая посредством пряжек застёгивается на груди лошади и не создаёт помехи для работы шенкелем. Выездковое седло может быть как с классическим крылом, так и с крылом с внешним упором для колена всадника.

Выездковое седло, как правило, имеет только передние бенфуторы или упоры.

Седло выездковое (Белоруссия)

Конкурное седло отличают более плоский, чем у выездкового седла, ленчик, более короткие и несколько вынесенные вперёд крылья. Может быть выполнено с передними и задними бенфуторами или только с передними.

Задняя подушка на крыле имеет в основном декоративный характер. Конкурное (троеборное) седло может быть с простой передней лукой или иметь вырез на передней луке для использования на лошадях с высокой холкой.

Так же конкурное (троеборное) седло может быть выполнено с квадратной задней лукой.

Седло конкурное (Белоруссия)

Седло конкурное (Россия)

Троеборное седло отличается от конкурного тем, что у троеборного седла крыло более выдвинуто вперёд, которое может быть снабжено внешними упорами для колена. Такая конфигурация крыла необходима для упора колена всадника при работе на полевой посадке. Некоторые считают, что троеборное седло — это универсальное седло, т.е.

седло, в котором можно ехать как конкур, так и выездку. Такое мнение является глубоко ошибочным. Это заблуждение возникло оттого, что в первый день троеборья спортсмены едут манежную езду, а в третий — конкур. Однако, троеборное седло, в первую очередь, необходимо во второй день троеборья — на стипль-чезе и кроссе — для прохождения трассы галопом на полевой посадке.

Полевую посадку отличают более короткие стремена, приподнятая посадка и упор коленом в подушку седла. При такой посадке всадник как бы стоит на стременах, упираясь коленями в седло. При этом колени всадника уходят несколько вперёд, поэтому троеборное седло имеет больший вынос крыла.

Ещё гораздо больший вынос крыла вперёд имеет скаковое седло — вследствие особенностей скаковой посадки.

 Седло троеборное (Белоруссия)

Седло троеборное (Россия)

 Универсальное седло, в отличие от конкурного, имеет несколько меньший вынос крыла вперед.

Скаковое седло имеет плоский ленчик, небольшой, по сравнению со спортивным седлом, вес, короткие и далеко вынесенные вперёд крылья. Такая конфигурация седла зависит от особенностей скаковой посадки. Рабочее скаковое седло несколько тяжелее призового скакового седла. Рабочее скаковое седло производства «Ратомка» имеет вес около 4 килограмм.

Седло универсальное (Россия)

Седло универсальное синтетика (Финляндия)

Учебное седло предназначено для использования в группах проката и для обучения начинающих всадников. Учебные сёдла выполнены на основе конкурного ленчика. Учебное седло производства фирмы «Ратомка» имеет крылья несколько более прямые (без выноса), по сравнению с конкурным седлом, и без бенфуторов. Изготавливается из натуральной кожи отечественного производства.

Источник: http://magkonkur.ru/saddlesport.html

Подходит ли вам ваше седло?

КАК УБЕДИТЬСЯ В ТОМ, ЧТО ВАШЕ КОНКУРНОЕ СЕДЛО ВАМ ПОДХОДИТ

Простые советы, позволяющие вам определить работает ли конкурное седло на вас или против вас.

https://www.youtube.com/watch?v=hrmD0hZGgkM

Хотели бы вы заниматься конкуром в выездковом седле? Конечно же нет, не так ли? Как на счет того, что бы поехать Малый Приз в конкурном? Тоже нет? Дизайн седла имеет большое влияние на качество езды всадника. Вы должны убедиться в том, что оно улучшает ваши рабочие характеристики, вместо того, что бы мешать вам.

Это удачный пример хорошего конкурного седла. Точка равновесия находится в нужном месте, коленные упоры не мешают всаднику.

Само собой разумеется, какое бы седло вы не использовали, оно не должно мешать вашей лошади, должно соответствовать ее спине. Комфорт и благополучие лошади на первом месте, бесспорно.

Но… Если вы чувствуете, что лошадь отлично работает, ей комфортно, когда вы используете определенное седло, а ваши ощущения, наоборот, заставляют желать лучшего.

Стоит ли ездить в таком седле только потому, что оно удобно лошади? Или, все же, стоит найти такое, которое подойдет и вам, и ей?

Прежде чем разобраться в том, какое седло оптимально для вас, хочется отметить еще один фактор.

Если, к примеру, вы занимаетесь троеборьем и используете одно седло в работе, то, со временем, с ростом вашего уровня, вам в любом случае понадобятся по крайней мере два седла.

Одно для выездки, одно для прыжков. Зачем? Потому что, то, что делает седло хорошим для одной дисциплины, делает его плохим для другой.

Взаимосвязь между конструкцией крыла и расположением точки равновесия седла определяет предназначение седла для конкретной дисциплины.

К примеру, если вы удлините стремена на вашем универсальном седле для того, что бы позаниматься выездкой, то, вероятно, вы будете сидеть слишком позади движения лошади, потому что точка равновесия, где располагается ваш таз, находится дальше, что бы имелась возможность совершать прыжки. Кстати, если точка равновесия не находится сзади, то это не слишком удобное седло для прыжков, ваша голень будет сдвигаться назад.

Прямая коленная подушка и длинное крыло – именно так выглядит выездковое седло. Если вы укоротите стремена, вы не будете чувствовать себя комфортно. Универсальное седло подразумевает определенную степень компромисса, здесь его нет.

Теперь, когда мы определились почему вам нужно отдельное седло для прыжков, перейдем к тому, как же определить, какое вам подходит. Помните: Если седло вам подходит, это будет помогать вам, если нет – это большая помеха.

Что бы проверить , подходит ли вам седло, попросите кого-то подержать вашу лошадь, бросьте стремена и позвольте вашим ногам свободно свисать вниз. Попробуйте подвигать тазом на седле от задней луки к передней и обратно, найдите самую глубокую точку, это и будет точка равновесия.

Найдя точку равновесия, попросите вашего помощника поднять вашу ногу вверх, пока между голенью и бедром не образуется угол 90градусов. Теперь вы должны почувствовать, что колено находится позади коленного упора и касается его. Если колено выше упора, не достает до него или уходит за его пределы – седло вам не подходит.

На фото старое стипль-чезное седло. Точка равновесия почти у задней луки. Здесь нет коленного упора, что бы минимизировать вес и улучшить контакт с корпусом лошади. Также, и крыло не слишком длинное, что позволяет чувствовать лошадь.

Существует взаимосвязь между точкой равновесия и формой крыла, о которой мы должны всегда помнить. Форма крыла у выездкового седла довольно прямая, это связано с глубоким положением ноги, которое нужно в выездке.

Когда мы едем с длинными стременами, точка равновесия располагается практически на одной линии со шнеллером , немного позади него. Если мы укоротим стремена для прыжковой тренировки, точка равновесия сдвинется назад.

Читайте также:  Прокат лошадей в россии: цены, сколько стоит, города

Соответственно форма крыла должна быть короче и выдвинутой вперед, что бы всаднику было комфортно в седле и баланс не нарушился.

Другим фактором, который влияет на пригодность вашего седла, является длина крыла по отношению к длине вашей ноги. Контакт вашей ноги с корпусом лошади очень важен. Поскольку стремена короткие, то и крыло должно быть укороченным, что бы позволить вашей ноге прилегать к корпусу лошади. Желательно, что бы длина крыла от вашего колена и до низа составляла около 20-23 см.

Скаковое седло. Это действительно только стальная арка каркаса со шнеллерами для путлищ. Оно предназначено только для жокеев, только для езды в двухточечной посадке. Посмотрите , как жокеи сидят в седле до старта. В таком седле невозможно полноценно ездить сидя.

Теперь посмотрим на коленные подушки.

Хотя, многие продавцы рекламируя свои седла, могут обращать внимание покупателей на большие подушки, которые обеспечивают “безопасность”, но большие подушки – не значит улучшение стабильности вашей посадки.

Подушка не должна быть большой. Иначе, ваше колено может неправильно располагаться на ней, результат – неправильное положение голени, голень уходит назад при прыжке и теряет контакт с боком лошади.

Убедитесь , что коленная подушка не выходит за пределы вашего колена в сторону голени, иначе ваши голени будут нестабильными. Что касается задних упоров, то они плохи тем, что фиксируют ногу. Это особенно плохо для троеборного кросса. Такие упоры мешают мобильности бедра.

И , наконец, о размерах седел. Самым важным размером, от которого вам стоит отталкиваться при покупке седла, – это размер ленчика. Седло , в первую очередь, должно идеально подходить вашей лошади. После этого, уже подбирайте размер под себя.

Используя это руководство, вы сможете ответить на вопросы, связанные с выбором седла.

Источник: http://esuhorses.com/podxodit-li-vam-vashe-sedlo/

Виды препятствий и основные понятия в конкуре — Верховая езда | КОНОВОД

22 декабря 2014 г.

Как называются разные препятствия? Что такое закидка и гит? И многое другое)

Препятствия в конкуре

Препятствия в конкуре различны не только по цвету и форме, но и по своей сложности.Их делят на три основные группы: высотные, широтные и высотно-широтные.

1. Стенка — засека2. Отвесный барьер (легко разрушаемый)3. Забор4. Стенка5. Горка (накат)6. Навес7. Канава с водой8. Тройник

9. Параллельные брусья

Кавалетти (клавиши) — система в виде ряда жердей, расположенных на высоте 15-20см от уровня земли на расстоянии равном шагу или маху лошади.

Используют для подготовки начинающих всадников и выездке молодых лошадей. На кавалетти работают шагом, рысью и галопом.

Работа на кавалетти укрепляет посадку, делает ее гибкой, учит всадника следовать движениям лошади, особенно при преодолении препятствий.

Чухонец — высотное препятствие в виде жердевого забора, жерди закреплены на двух стойках.

Калитка — отвесное препятствие шириной около 2-х метров, составляющий элемент свободно висит на стойках.

Крестовина — высотное препятствие, жерди располагаются крест-накрест — на двух стойках, причём один конец жерди закреплён на первой стойке выше, чем другой конец этой же жерди, закреплённый на противоположной стойке.

Шлагбаум — высотное препятствие, по виду напоминающее шлагбаум на железнодорожном переезде, — выглядит, как удлинённый треугольник, расположенный на двух стойках.

Стенка (каменная стенка) — высотное препятствие в виде стены, изготовленной из дерева (фанеры). Для прибавки в высоте используют деревянные (фанерные) накладки (20, 10 и 5 см высотой), которые являются разрушающимся элементом стенки.

Тройник (пирамида, трипль-бар) — высотно-широтное препятствие, состоящее из трёх жердей, расположенных одна за другой по постепенно возрастающей высоте. Стойки для тройника треугольные или полукруглые.

Оксеp — высотно-широтное препятствие, состоящее из двух параллельных элементов с третьим, расположенным между ними, элементом. Чаще всего этим элементом являются параллельные брусья с херделями или засекой.

Ценность оксера в том, что он может изменяться бесконечно — с заложением и без него, с более низкой передней или задней жердью или же с жердями одинаковой высоты.

А если установить составные части оксера довольно далеко друг от друга, но на небольшой высоте, можно имитировать прыжок через канаву.

Канава — широтное препятствие, обязательно должна входить в состав маршрутов крупных соревнований. Канава может быть сухой или сырой.

Ширина канавы 200-450 см, а спереди, посередине или сзади нет никакого препятствия, повышающего уровень воды в канаве. Разрешают впереди канавы поставить жердь или сделать заложение не выше 50 см.

Сторону приземления ограничивают белой рейкой или лентой, позволяющей определить — преодолела лошадь должную ширину или нет.

Помимо одиночных препятствий существуют связки препятствий — системы. Они состоят из более простых, перечисленных выше, и в зависимости от количества элементов в связке, системы бывают двойными и тройными. Каждое препятствие обозначается латинскими буквами А, В, С.

 Уровень соревнований

Соревнования по конкуру проводятся на любом уровне от местных спортивных игр и детских соревнований на пони до международных.

Соревнования имеют различный уровень сложности, так что всадник может нарабатывать мастерство, начиная с элементарного уровня до главных региональных соревнований, а затем и на национальных и международных турнирах, если он обладает талантом и владеет отличной лошадью. Стандарт маршрута изменяется в зависимости от уровня соревнований.

Гит

 Гитом называется завершенное прохождение маршрута от старта до финиша. После завершения гита всеми участниками определяется порядок распределения мест.

Размер арены (поля)

По правилам ФЕИ (Международной федерации конного спорта), площадь открытой арены для конкура должна быть не меньше, чем 3200 кв. м. Наименьшая сторона не должна быть менее 40 м. Конкур для пони может проводиться на арене площадью не менее 2400 кв. м. Площадь крытого конкурного манежа должна быть не менее 1200 кв. м с минимальной шириной 20 м.

Размеры площадки для разминки и тренировочного поля

Минимальный размер открытого тренировочного поля — 15 м х 35 м. Площадка для разминки и тренировочное поле для «Конкур Иппик» и соревнований в закрытых помещениях должны быть шириной не менее 15м и минимальной площадью 400 кв. м. На тренировочном поле должен располагаться, по меньшей мере, один высотный и один широтный барьер.

Колокол

Колокол предназначен для подачи сигналов участникам, например: следующему участнику подготовиться к выходу на площадку:•дать сигнал начала выступления•остановить выступающего•дать участнику разрешение на продолжение выступления после его остановки•дисквалификация участника (длинный удар или 3 удара)

•Если участник не остановился после сигнала об остановке, его могут дисквалифицировать. Возобновление выступления после остановки, не дожидаясь соответствующего сигнала, также приводит к дисквалификации.

Флажки

    • По краям барьера должны устанавливаться флажки. На широтном препятствии должно быть не менее двух красных и двух белых флажков. Участнику требуется всегда преодолевать препятствие так, чтобы белый флажок располагался слева, а красный — справа.Время выступления
  • Часы начинают отсчет времени гита с момента пересечения всадником и лошадью стартовой линии до момента пересечения ими финишной черты.«Перепрыжка»

Если два и более участников прошли гит чисто или с одинаковым количеством штрафных очков, все участники с одинаковым результатом должны повторно пройти маршрут, который обычно короче, но может иметь одно или два дополнительных препятствия. Всадник с меньшим количеством штрафных очков и меньшим временем, затраченным на прохождение маршрута перепрыжки, считается победителем.

Маршрут

Маршрутом называется дистанция, которую должен пройти участник от стартовой линии до финишного флажка. Препятствия на маршруте пронумерованы в обязательном порядке их преодоления, за исключением некоторых соревнований, где участник может сам выбирать любой маршрут.

Показ маршрута

Участникам конкура дается возможность один раз пройти по маршруту (в соответствующей форме), чтобы ознакомиться со схемой расположения препятствий. На поле запрещено появляться одетым в рабочую одежду. Участникам разрешено осмотреть препятствия вблизи и принять решение о том, как их лучше преодолеть.

На маршрутах с суммированием очков за взятие препятствий всаднику также необходимо подумать, на каких препятствиях он может заработать наибольшее количество очков в соответствии со способностями своей лошади.

Всадник также осматривает состояние грунта, на котором расположены препятствия, и определяет размер различных препятствий.

Составитель маршрута

Составитель маршрута прокладывает его с учетом интереса как участников, так и зрителей. Препятствия должны располагаться в таком порядке, чтобы давать лошади шанс чисто пройти гит. Опытные составители маршрута хорошо знают, как лошади прыгают и какие трудности испытывают при прыжках.

При проектировании и устройстве маршрута составитель должен учитывать уровень участников и обеспечить соответствие степени сложности препятствий опыту подавших заявки на участие. За полчаса до начала соревнований составитель маршрута вывешивает подробную схему маршрута как можно ближе к выходу на поле.

Судьям также вручается копия схемы.

«Вне конкурса»

Термином «вне конкурса» обозначается участник вне конкурса. Пара всадник-лошадь «вне конкурса» не может претендовать на приз, очки за пройденный гит не переносятся и не учитываются в другом классе или соревновании. Независимо от высокого уровня продемонстрированного мастерства, участникам вне конкурса не разрешается участвовать в перепрыжке.

Судьи

Соревнования по конкуру с составом участников, не превышающим 120 человек, судятся тремя судьями.

Если за один день будет предположительно пройдено более 120 гитов, судей должно быть четыре, а при превышении цифры в 200 гитов жюри должно состоять не менее, чем из пяти судей.

При наличии водного барьера должен выделяться дополнительный судья. Если количество гитов не превышает 50, достаточно двух судей.

Приветствие 

Каждый участник конкура должен поприветствовать судей. Опуская руку и наклоняя голову, вы тем самым выказываете свое уважение. В наши дни равенства и завязанных на подбородке защитных каскеток ни мужчины, ни женщины не снимают головные уборы.

Установленная форма одежды для конкура

  • Правила требуют, чтобы лошадь и всадник выглядели изящно и аккуратно с самого утра. Члены ассоциаций с собственной формой обязаны надевать униформу своей ассоциации во время участия в соревнованиях и прохождения маршрута. В ином случае всадницы должны надевать черный или синий редингот для верховой езды с белым шарфом. Мужчины надевают алые рединготы с белым галстуком. На международных соревнованиях цвет редингота определяется национальной принадлежностью всадника. Ирландские всадники надевают зеленые рединготы. Синее или черное кепи обязательно. Хлысты разрешены, но их длина не должна превышать 750мм. Всадникам разрешено носить шпоры на соревнованиях по конкуру любого уровня при условии, что острые концы шпор направлены вниз и наружу. Кроме этого, необходимые принадлежности костюма — сапоги для верховой езды, бриджи и рубашка. При исключительно жаркой погоде судьи могут принять решение о необязательности редингота Участникам соревнований запрещено выходить на поле одетыми в куртку без рукавов, пуловер или рубашку-поло. При ненастной погоде судьи могут дать разрешение надеть плащи. Участникам соревнований, принадлежащим к военным или полицейским подразделениям, разрешается надевать свою форму. На детских соревнованиях по конкуру одежда должна быть соответствующая, практичная и простая.Ошибки во время прыжков
  • Ошибки во время прыжков регистрируются, если частично разрушено препятствие или лошадь наступила ногой в канаву с водой. Сбитая жердь или элемент барьера учитывается, если его сброс нарушает высоту или ширину препятствия. Падение нижней жерди при преодолении высотного барьера не считается ошибкой.Нарушение схемы маршрутаЕсли участник соревнований преодолевает препятствия в неправильной последовательности, то он «нарушил схему маршрута». Для исправления ошибки участнику соревнований необходимо повторно пройти маршрут с той точки, где была совершена ошибка. Если он не сделает этого, то будет дисквалифицирован.ПадениеПадением считается любой момент, когда лошадь и всадник расстаются с друг с другом во время гита. На некоторых соревнованиях падение автоматически ведет к дисквалификации. Если нет, то следующее препятствие должно быть преодолено в течение 60 секунд. За падение всегда начисляются штрафные очки.

    Превышение нормы времениУчастник, превысивший норму времени, отведенную на гит, получает штрафные очки согласно правилам соревнования. Существует максимальное разрешенное время, и при его превышении лошадь и всадник автоматически дисквалифицируются.Отказ

  • Отказом от прыжка считается остановка лошади перед барьером. При этом не учитывается, был ли он сбит или даже сдвинут. По правилам Международной федерации конного спорта (ФЕИ), пара всадник-лошадь дисквалифицируется, если лошадь трижды отказалась преодолевать барьер.ОбносОбносом считается, если лошадь не прыгнула между флажками, обошла элемент препятствия или не прошла требуемую часть маршрута.Сопротивление

Лошадь сопротивляется, если отказывается двигаться вперед.

Запрещенные методы тренинга

Для участников конкура запрещены различные негуманные методы, заставляющие лошадь прыгнуть повыше, например, намеренное создание ситуации, когда лошадь ударяется ногами о жердь во время тренировки. Если обнаружится, что подавший заявку на участие применял такие запрещенные методы, то этот всадник будет отстранен от всех соревнований не менее, чем на 24 часа.

Штрафные очки

Ошибки, допущенные при прохождении маршрута, переводятся в штрафные очки. Большинство соревнований проводятся по правилам Международной федерации конного спорта (ФЕИ) со следующими установленными штрафами. Первое неповиновение или отказ = 3 штрафных очка, второй отказ = 6, при третьем отказе следует дисквалификация.

Один сбитый барьер или одна и более ног в канаве с водой = 4 штрафных очка, падение = 8 очков, превышение нормы времени = 0,25 очка за каждую секунду сверх нормы. Во время перепрыжки каждая секунда сверх нормы времени наказывается одним штрафным очком.

При превышении максимальной нормы времени всадник и лошадь дисквалифицируются.

Источник: http://konovod.com/?id=391

Конный спорт: Конкур, выездка, троеборье, драйвинг и другие дисциплины

Конный спорт, согласно Международной федерации конного спорта, разделяется на несколько видов: конкур, выездка, конное троеборье, конные пробеги, драйвинг, вольтижировка, рейнинг. К олимпийским видам спорта из них относятся выездка, троеборье и конкур.

После одомашнивания лошади человеком основная ее функция была транспортная, но с развитием цивилизации возникли и развились и другие функции, в том числе и спортивная.

Первое упоминание об участии конных колесниц в Олимпийских играх относится к 680 году до н. э.; первое сообщение о включении в программу Олимпиад скачек на лошадях и мулах – к 648 году до н. э.

В дореволюционной России с древних времен были развиты национальные конные игры и скачки – в Средней Азии, Закавказье, на Северном Кавказе, а также в районах, населенных казаками (Дон, Кубань, Урал, Терек). Первые конные турниры (по европейскому образцу) проведены в Петербурге в 1766 г.

Конные скачки, носящие характер официальных состязаний, стали проводиться в России с 1826 г. Во второй половине XIX в. большой популярностью среди придворной знати и офицерства пользовалась четырехверстная скачка с препятствиями – русский стипл-чейз (впервые в 1872 г. в Красном Селе).

Первые спортивные победы русских конников на международной арене – выигрыш К. Аваловым Ливерпульского стипл-чейза (Великобритания, 1912) и троекратное завоевание командой русских кавалерийских офицеров Золотого кубка короля Эдуарда в состязаниях по преодолению препятствий (Лондон, 1911–13).

(Большая Советская энциклопедия)

Официальные соревнования по конному спорту в нашей стране могут проводиться по дисциплинам, внесенным во Всероссийский реестр видов спорта.

Во всех соревнованиях по конному спорту могут использоваться лошади и пони вне зависимости от породы, а в дистанционных пробегах, кроме того, – ослы, зебры, лошади Пржевальского и их помеси.

Современный конный спорт состоит из спортивных дисциплин.

Три из них относятся к олимпийским, это:

  • преодоление препятствий или конкур (фр. concours hippique – конные состязания);
  • выездка;
  • троеборье.

Кроме олимпийских дисциплин есть еще неолимпийские дисциплины, по которым проводятся международные соревнования и чемпионаты под эгидой FEI (Международной федерации конного спорта):

  • драйвинг;
  • вольтижировка;
  • дистанционные пробеги;
  • рейнинг.

Кроме того существуют и другие виды конных состязаний, такие как:

  • национальные виды, например байга или козлодранье;
  • джигитовка;
  • состязания тачанок, троек.

В рамках зоотехнических мероприятий проводятся испытания лошадей на работоспособность:

  • ипподромные гладкие скачки;
  • бега рысистых пород лошадей.

Также еще существует паралимпийский конный спорт.

Бега

В своем повествовании я кратко расскажу только об олимпийских и неолимпийских дисциплинах, признанных Международной федерацией конного спорта.

КОНКУР

Преодоление препятствий, или конкур – относительно молодой вид конного спорта.

Первые официальные соревнования по преодолению препятствий состоялись в Дублине в 1864 году, но в программу Олимпийских игр вошли с 1900 года.

А всадники СССР стали участвовать в играх только с 1952 года. Основы этого вида спорта были разработаны Фредерико Каприлли (1861–1907), итальянским экспертом по конному спорту.

Это наиболее зрелищный и объективный с точки зрения судейства вид спорта. Классическими конкурами считаются конкур на чистоту преодоления препятствий и на чистоту и резвость.

В первом виде конкура определяется норма времени, в которую должен вписаться спортсмен, за просроченное время начисляются штрафные очки.

При прохождении маршрута без штрафных очков двумя и более всадниками назначаются перепрыжки.

Победителем соревнования по конкуру становится спортсмен, который, в зависимости от вида соревнования, или получает минимальное количество штрафных очков, или заканчивает маршрут за самое короткое время, или получает самое большое количество положительных баллов.

Все препятствия в конкуре легкоразрушаемые, за разрушение препятствия, закидку или просроченную норму времени начисляются штрафные очки.

Кроме того, есть конкуры «по выбору», «до первой ошибки», «охотничий паркур», эстафеты, «парные», «зеркальные», «на силу и ловкость», «на мощность прыжка» и др.

Конкур или преодоление препятствий

Во всём мире конкур или преодоление препятствий — самый распространенный и массовый вид конного спорта.

ВЫЕЗДКА

Выездка, или дрессаж (высшая школа верховой езды). Целью выездки является достижение полного взаимопонимания между всадником и его лошадью посредством подчинения лошади всаднику, при этом лошадь демонстрирует свободу и равномерность аллюров, гармоничность и легкость движений, принятие повода без напряженности или сопротивления (из Правил соревнований).

На соревнованиях по выездке всадник и лошадь выполняют различные элементы верховой езды в определенной последовательности, демонстрируя стойки, боковые сгибания-принимания, менки ног, пассаж, пиаффе, переходы с одного аллюра на другой, сложные повороты, вольты и пируэты.

Сложность элементов зависит от уровня езды. Всадник должен продемонстрировать уровень тренированности лошади, ее атлетические данные и способность выполнять правильные и производительные движения на всех аллюрах в различном темпе.

При этом управление всадника лошадью должно быть как можно менее заметно со стороны. Судьи оценивают каждый элемент по десятибалльной шкале, по сумме баллов определяются призовые места. С точки зрения судейства, в этом виде спорта существенную роль играет человеческий фактор.

Очень часто один и тот же элемент оценивается судьями по-разному.

Выездка — высшая школа верховой езды

Произвольная программа (КЮР) – это соревнование по артистической выездке, выполняемое под музыку. Оно включает в себя все школьные аллюры и основные движения, в соответствии с тестом основной езды того же уровня.

При этом всаднику предоставляется абсолютная свобода выбора формы и манеры исполнения программы в пределах установленного времени.

Эти соревнования должны ярко демонстрировать единение всадника и лошади, а также гармонию всех движений и переходов.

КЮР – наиболее зрелищный вид соревнований по выездке.

Все езды в выездке подразделяются по сложности на предварительный, малый, средний и большой приз. Участвовать в том или ином призе лошади могут соответственно возрасту, определенному для каждого приза.

Стандартное поле для выездки 20х60 м размечается латинскими буквами, и элементы выполняются относительно букв согласно программе езды.

Лошадь для выездки должна иметь красивые движения от природы, быть статной.

ТРОЕБОРЬЕ

Троеборье – наиболее полное комбинированное соревнование, требующее от спортсмена значительного опыта во всех видах конного спорта и четкого понимания возможностей своей лошади, а от лошади – соответствующего уровня подготовки, полученного в результате разумного и последовательного тренинга.

Троеборье – дисциплина, которая состоит из манежной езды (первый день), полевых испытаний или кросса (второй день), преодоления препятствий, или конкура (третий день).

Все эти три этапа соревнования должны быть пройдены на одной лошади, это позволяет увидеть ее натренированность и разностороннюю подготовку. Эти состязания восходят к военному искусству верховой езды.

В программе Олимпийских игр троеборье появилось в 1912 году. В то время это был спорт исключительно для военных.

Однако благодаря международным военным соревнованиям со временем он распространялся из страны в страну, и после 1924 года интерес к нему появился и у гражданских всадников.

Первый день – выездка, или манежная езда, участие в которой требует абсолютного послушания и подчинения. Она предназначена для того, чтобы показать выезженность и послушность лошади, при этом демонстрируются гибкость и атлетизм, требующиеся для выполнения всех деталей программы по выездке. Каждое упражнение оценивается по десятибалльной системе.

Общий результат всадника определяется следующим образом: из наивысшей суммы баллов, которую можно получить в этих соревнованиях, вычитают сумму баллов, которую набрал всадник. Затем к полученной разности прибавляют штрафные очки за допущенные ошибки и просроченное время.

Таким образом получается общая сумма штрафных очков – чем их меньше, тем лучше выступил всадник.

Второй день – кросс, это основное соревнование, в ходе которого выявляется, насколько тренированна, резва и вынослива лошадь, а также оценивается ее способность к прыжкам на пересеченной местности через недвижимые (мертвые) барьеры. Высота препятствий: неподвижная часть – 120 см, засека – 145 см.

Длина дистанции – до 6270 м, скорость – до 570 м/мин, это хороший резвый галоп! Количество прыжков – до 45. За превышение контрольного времени, падения и неповиновения лошади всаднику начисляют штрафные очки.

До недавнего времени полевые испытания включали в себя еще два участка дорог, и общая протяженность трассы доходила до 34 км.

Третий день – конкур предназначен для проверки работоспособности и энергии лошади после трудных полевых испытаний. За превышение контрольного времени, неповиновение лошади, разрушение препятствий, падение лошади или всадника начисляются штрафные очки.

Победителем в троеборье становится спортсмен, набравший за три дня соревнований наименьшее количество штрафных очков.

ДРАЙВИНГ

Драйвинг – это соревнования на экипажах, запряженных одной, двумя (парные упряжки: две лошади, запряженные параллельно одна возле другой; тандем – две лошади, запряженные цугом одна за другой) или четырьмя лошадьми (цугом), в зависимости от класса упряжек. Управляют экипажами несколько человек – драйвер и один или несколько грумов, которые помогают драйверу держать баланс экипажа, вписываться задними колесами в повороты, а также выполняют штурманские функции.

Драйвинг – молодой вид конного спорта, он был признан Международной федерацией конного спорта (FEI) в 1970 году, а в России появился только в 1998 году. Эти соревнования очень красивы и привлекают большое количество зрителей.

Драйвинг — соревнования на экипажах

Подобно троеборью, соревнования по драйвингу включают в себя три вида:

соревнования A – дрессаж (манежная езда), соревнования B – марафон (по пересеченной местности) и соревнования C – паркур (преодоление конус-препятствий). Чаще всего соревнования проводятся в три дня. Иногда в соревнования включают только два вида, но в любом случае марафон является обязательным.

Драйвинг – один из самых дорогих видов конного спорта, это связано с дорогостоящими экипажами, одновременной транспортировкой лошадей и экипажей к местам соревнований, большими тренировочными площадями. Хорошо зарекомендовали себя в драйвинге орловские рысаки.

ВОЛЬТИЖИРОВКА

Вольтижировка – дисциплина конного спорта, в которой спортсмен, пара или группа спортсменов выполняет гимнастические и акробатические упражнения на лошади, двигающейся по кругу. Лошадью управляет кордовый (лонжер), находящийся в центре арены.

Соревнования могут проводиться в индивидуальном, парном и групповом зачетах.

Это единственная дисциплина конного спорта, в которой индивидуальные зачеты должны быть разделены на мужские и женские. Мужчины и женщины могут выступать в одной паре и в одной группе.

КОННЫЕ ПРОБЕГИ

Дистанционные конные пробеги – дисциплина конного спорта, в которой победитель определяется по лучшему времени прохождения дистанции спортсменом на лошади при условии сохранения в норме ее физиологических показателей. В рамках соревнования по пробегам может проводиться конкурс на лучшее состояние лошади по окончании соревнования (Best Condition).

Международными правилами определены дистанции, на которые проводятся соревнования: от 80-100 км в один или несколько дней до 160 км в один день.

Соревнование состоит из нескольких этапов, или фаз, между которыми проводится ветконтроль, который включает измерение частоты пульса, тротконтроль на хромоту, осмотр на наличие внешних повреждений, проверку на обезвоживание и т. п.

Дистанционные конные пробеги

Для участия в международных соревнованиях всадник и лошадь должны закончить несколько квалификационных пробегов 40 и 80 км на национальном уровне со скоростью от 10 до 16 км/ч: два по 40 км и два по 80 км или один пробег 40 км и три по 80 км.

Федерацией конного спорта России такие квалификационные пробеги принято называть соревнованиями с ограниченной скоростью, парадокс! Соревнования на время с ограничением времени! Ни в одном другом виде спорта вы такого не встретите! Также это единственный вид спорта, где решающее слово имеет не главный судья соревнования, а ветеринар.

С точки зрения судейства, в этом виде субъективизм доминирует. Надо устранить конкурента – пожалуйста, решение ветврача – и всё, конкурент или лидер снят, и наоборот, хромоту другой лошади можно и не заметить.

Для того чтобы повысить хоть как-то объективность тротконтроля, лошадь может осматриваться тремя ветврачами, которые анонимно пишут свое мнение, как в недалеком 37-м году, а главный судья вынужденно соглашается с этим, и его мнение не спрашивается.

Поэтому у этого вида спорта очень мало шансов стать олимпийской дисциплиной, несмотря на то, что основными спонсорами этой дисциплины в мире являются арабские шейхи, которые сами регулярно участвуют в мировых первенствах. А сама идея пробегов как спорта очень даже интересна, и при пересмотре правил этот спорт мог бы быть самым массовым видом конного спорта.

РЕЙНИНГ

Рейнинг – верховая езда в стиле вестерн повсеместно распространена в США, а сейчас стремительно завоевывает весь мир. Вестерн-спорт становится всё более популярным в Европе, а с недавнего времени и в России.

Это динамичные и зрелищные соревнования, часто рейнинг называют выездкой в мире вестерна. Рейнинг признан ФЕИ и входит в программу Всемирных конных игр. Участники выступают на манеже по одному, в каждом турнире оговорена схема езды (выбирается из утвержденных в правилах Ассоциации рейнинга).

В схему входят круги на галопе (большие на быстром галопе и маленькие на лоупе), менка на галопе, спин (быстрое верчение на месте, до 4-х оборотов в одну и другую сторону), роллбэк (остановка с галопа, мгновенный разворот на 180 градусов и подъем в лоуп) и, конечно же, символ рейнинга – скользящая остановка (sliding stop, лошадь скачет галопом на максимальной скорости и по команде всадника тормозит задними ногами, фактически скользит).

Четвертьмильная лошадь наиболее популярна среди серьезных профессионалов в этом виде спорта из-за ее отличной поворотливости и резвости на короткие дистанции.

В США, на родине этого спорта, основной официальной организацией является Национальная ассоциация рейнинга (National Reining Horse Association – NRHA). Многие соревнования по рейнингу проходят по правилам этой ассоциации.

Текст Игорь Складанюк, фото Ю. Кузнецова, И. Бондаркова

Источник: http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=8184

Свое седло себе дороже — Нехитрые советы

При покупке амуниции у конников возникает множество вопросов. Какое седло лучше, какие ногавки надежнее, какие бинты практичнее и т.д. Поэтому и возникла идея помочь читателям во всем этом разобраться. Теперь мы будем регулярно рассказывать о продукции, которая наиболее часто попадает на российские прилавки.

С миру по уздечке…

Безусловно, глаза разбегаются от обилия импортной амуниции. В любом «конном» магазине представлена, как правило, продукция нескольких стран-производителей.

На шорном рынке лидируют Англия, Финляндия, Италия, Франция и Германия: эти страны работают на весь мир и выпускают спортивную и учебную амуницию для верховых лошадей, сбрую для рысаков и драйвинга. Основной критерий, определяющий стоимость шорной продукции, — это процент ручного труда, задействованного при ее изготовлении.

Соответственно, чем больше этот процент, тем дороже изделие. Наибольший процент ручного труда используют французские и итальянские фирмы. Среди производителей с автоматизированным процессом изготовления амуниции лидируют немцы и англичане. Самой ходовой, распространенной считается финская амуниция. В соотношении цена – качество на первом месте Франция, далее – Италия.

За ними – Англия, Германия, и наконец – Финляндия.

Большинство наших конников плохо разбирается в предназначении амуниции. При выборе, например, седла смотрят в основном лишь на крылья. Если крылья вперед, значит седло конкурное; если с бифутерами* (особенно если бифутеры еще и сзади крыла, чтобы нога «не гуляла»), то седло троеборное; если длинные и прямые, то выездковое.

На самом деле важную роль играют не только крылья, но и степень набивки и подъем подушек, форма, глубина и размерность седла. Так же и с уздечками: они четко различаются в зависимости от применения – конкур, прогулки, троеборье, заездка, уздечки для привязи, для красоты и т.п.

Еще при выборе амуниции следует учитывать характер лошади, степень ее выезженности, а также профессионализм всадника или наездника.

Каждая деталь конской амуниции несет функциональную нагрузку, ее существование оправдано предназначенной для нее функцией, а не красотой. Поэтому амуницию выбирать надо тщательно. Сегодня мы поговорим о том, что нужно знать при выборе седла.

Седло – хорошо, а чемодан – лучше

Рано или поздно любое, даже очень качественное седло попадает в ремонт. Труднее всего ремонтировать немецкие и финские седла, так как кожа при их изготовлении не пришивается, а пристреливается специальными скобками. Чтобы отремонтировать такое седло, его нужно разобрать.

А вот собрать обратно потом очень сложно, потому что в нерабочих местах такого седла (где нагрузка меньше и нет трения) используются «слабые» материалы: сильно растянутая кожа или перетянутая некондиционная, спилок. Спилок — это кожа со снятым верхним глянцевым слоем. Такая кожа с обеих сторон похожа на замшу, но это не замша.

Она рыхлая, тяжелая, а так как силовые волокна остаются в снятом слое, спилок не тянется. Верхний слой идет на изготовление дорогих изделий (чемоданы, портмоне и т.п.), а из всего остального делают дешевую амуницию, которая у нас дешевой не является. Чтобы спилок был внешне похож на кожу, его проглаживают горячим прессом с различными добавками или пропитками.

В каждой стране существует своя технология. В результате отличить в новом изделии «доведенный до ума» спилок от кожи практически невозможно.

Дорогие седла делают из настоящей кожи. К нам они попадают редко: в Россию обычно ввозятся изделия серийного производства, и что там внутри – угадать невозможно. При этом дороже не значит – лучше.

Разница цен на одинаковые седла в разных магазинах объясняется тем, что зарубежные фирмы-производители продают некондиционный товар по сниженным ценам. То есть в одном магазине седло может быть действительно качественным и дорогим, а в другом — дешевым, так как оно из бракованной партии.

Возможен и другой вариант. Допустим, два российских бизнесмена закупают в одной зарубежной фирме по очень низкой цене одинаковую некондиционную продукцию.

Но один потом продает ее с небольшой накруткой и предупреждает покупателей о том, что данные седла прослужат год-два, поэтому они такие дешевые, а второй делает огромную накрутку и выдает эти седла за продукцию высшего качества.

В любом случае вся импортная амуниция требует индивидуального и тщательного ухода. В России привыкли, что конская амуниция живет дольше лошадей. Раньше дело обстояло действительно так – седла делались «на века» и стоили очень дорого.

В наше время таким качеством обладает лишь продукция Франции – самая дорогая в мире, которой почти нет в России. Большая часть товара, поступающего в нашу страну, рассчитана на эксплуатацию от 1 года до 5 лет, не более. Но даже долгая «жизнь» седла еще не говорит о его качестве.

Возможно, оно либо мало эксплуатировалось, либо имеет огрехи, которые не позволяют им пользоваться.

Кот в мешке, или Своя рубашка ближе к телу

Никогда не следует брать амуницию, сделанную в странах, где не развит конный спорт (Индия, Пакистан и т.п.). Изделия выглядят на уровне европейских, но абсолютно не функциональны (если это, конечно, не седло для обитателя тех мест – слона).

Очень осторожно надо относиться и к продукции, которая привозится не непосредственно из страны-изготовителя, а из стран-посредников (Польша, Голландия и проч.

): лейблы, поставленные снаружи, где их можно увидеть, не разбирая седла, могут не соответствовать «родным» лейблам. То есть из Польши может прийти «немецкое» седло, изготовленное в Голландии каким-нибудь пастухом.

Хотя это не всегда плохо. Бывает, что хорошо делают.

Обычно в Россию амуниция идет партиями. Желательно покупать седло не сразу, как пришел товар, а подождать пока кто-нибудь партию опробует. Бывает, что очень качественные внешне седла имеют, например, слабый ленчик – он может расколоться даже при падении седла на землю.

Седла отечественного производства делаются, как правило, из хорошего натурального материала, но качество исполнения, дизайн и функциональность остались на уровне «советского» прошлого. Хотя при мастерском исполнении и правильной эксплуатации они работают не хуже и однозначно дольше (от 10 до 15 лет).

Например, для заездки молодняка нет ничего лучше нашей амуниции. Она выдерживает любые нагрузки, если сделана хорошим мастером из хорошего материала. Единственное неудобство в том, что наши седла, в отличие от импортных, нужно обминать.

Зато импортное седло через пару месяцев может потерять форму, а наше как раз успеет нужную форму принять.

Прекрасную продукцию выпускает ближнее зарубежье (например, Беларусь). Но нестабильность политической обстановки и экономики не дает местным мастерам возможности работать. Кстати, мастера остались почти во всех республиках бывшего СССР, но они перешли от высокоорганизованного производства к кустарному.

Предательские гвозди

При выборе амуниции надо учитывать множество факторов. В первую очередь человек должен четко представлять, что он хочет получить от езды на лошади. Нужно знать свой вес, размер, высокая или низкая холка у лошади и не обманывать себя в степени умения ездить на лошади. И, конечно же, выбирать седло нужно с профессионалом.

Для профессионалов имеет особое значение вес седла, в зависимости от его предназначения. Отдельный разговор — скаковые седла. Их вес – от 1 кг до 300 г.

Чтобы облегчить седло, для его изготовления (ленчика, приструг, крыльев, набивки подушек) выбираются более легкие искусственные материалы. Вывод: чем легче седло, тем больше в нем искусственных материалов. А чем больше искусственных материалов, тем меньше седло служит.

К тому же под синтетикой тело лошади не дышит, и вкупе с плохой чисткой лошади это может привести к кожным заболеваниям.

Тканевые седла (пластик, кожзаменитель и ткань) – фактически разовые, служат недолго. У них, как правило, приструги из тесьмы, держащейся на гвоздях. Такие седла должны быть дешевыми, но у нас они довольно дороги.

Кстати, если приструги, держащиеся на гвоздях или шурупах, отрываются, седло приходится полностью перебирать: воспользоваться старыми дырками для того, чтобы соединить тесьмой правые и левые приструги, уже нельзя. Это происходит примерно через полгода эксплуатации.

А после такого ремонта слегка меняется геометрия седла и возникает сложность в подвешивании и регулировке путлищ.

При выборе седла нужно обращать внимание и на его глубину. В глубоком седле проблематично заниматься конкуром, в плоском – сложно держать глубокую посадку при занятиях выездкой.

Форма задней луки имеет значение только с точки зрения моды. Если вместо набивки подушек используется обтянутая кожей специальная резина, то через 3-6 месяцев она оседает и перестает «работать».

Правда, дорогие фирмы ставят резину, которая служит очень долго.

Если вы постоянно ездите на одной и той же лошади, следует выбирать седло с учетом ее экстерьера. В зависимости от того, высокая или низкая у лошади холка, нужно обращать внимание, насколько раздвинуты подушки под передней лукой.

Если ваша лошадь перестроенная — зад выше переда, как у большинства конкурных лошадей или, наоборот, перед выше зада, что бывает крайне редко (аборигенные породы), то с помощью седла нужно создать для себя баланс. Для нормальной лошади подушки должны быть равномерно набиты и спереди и сзади.

При перестроенности, в зависимости от того, насколько лошадь перестроена, желательно, чтобы передние подушки были набиты выше задних (или наоборот, если перестроенность обратная). При стандартном седле подобные нюансы достигаются формой потника.

Отдельно стоит коснуться ковбойских седел. Нужно помнить, что они предназначены для того, чтобы пасти стада и преодолевать большие расстояния. На них подолгу ездят шагом, рысью же – на короткие дистанции, стоя в стременах. В таких седлах и облегчаться на рыси надо по-другому. Не стоит брать ковбойские седла для прогулочной езды.

Вскрытие показало…

Как уже говорилось, импортное седло чаще всего сделано так, что с виду невозможно определить, что у него внутри. Но по некоторым признакам можно отличить седло, которое брать не следует ни в коем случае.

Передняя лука спортивного седла должна быть «мертвой» относительно боков. Если седло погнуть по длине, то в самом узком месте оно должно «дышать» не более чем на 5 мм. При этом верхнее покрытие кожи не должно создавать складок.

Ленчик должен быть сбалансирован в месте приструг (центр тяжести в самом узком месте, на 3 см от замков шнеллеров** в сторону задней части седла). Если седло положить на стол, оно должно лежать ровно.

Если седло балансирует даже при легком нажатии, значит либо поведен ленчик, либо по-разному набиты подушки.

У некоторых седел можно снизу увидеть, из чего и как сделан ленчик. Сейчас практически все импортные седла выпускаются с пластиковым ленчиком. Хороший пластиковый ленчик – гладкий и как бы «мыльный».

Если же в нем прощупываются залитые чем-то волокна, такое седло лучше не брать. В некоторых седлах под малым крылом, за замками, можно посмотреть, как сделан крепеж внутренней затяжки.

Гвозди должны быть вбиты не просто в кожу, а в кожаную беечку.

У нас почему-то считается, что если седло удобное, то под него не надо класть войлочный потник. Многие забывают, что потник не только оберегает спину лошади и добавляет мягкость для всадника, но еще и сохраняет геометрию седла.

Вальтрап же – всего лишь защитная подстилка под потник, которую можно часто стирать или чистить. Езда без потника приводит к дисбалансу подушек (они смещаются в ту сторону, куда заваливается всадник), в результате может сломаться ленчик.

Кстати, это также может произойти, если подушки вовремя не подбивать.

Надо помнить, что срок эксплуатации седла зависит от его периодического профилактического осмотра, своевременного ремонта и правильного ухода за кожей или тканью. А хорошая ухоженная амуниция – залог победы.

Успехов!

Огромная благодарность сотрудникам ООО «Клуб Добрый пони» (шорная мастерская ЦМИ) за помощь в подготовке материала.

Анна БУЗЫКИНА

*Бифутер — обтянутая кожей резиновая или деревянная вставка на краю внутреннего крыла. Служит для ограничения движения ноги по крылу.

**Шнеллер (от нем. schnell — быстро) — приспособление на седле для крепления путлища, которое обеспечивает его моментальное отделение, если нога упавшего всадника застрянет в стремени.

Источник: http://www.horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=203

Ссылка на основную публикацию